Ирина Шлионская. Главы из диссертации «Романы „451 градус по Фаренгейту“ и «„И духов зла явилась рать“».

Версия для печати


Часть 3: Символ огня

Наряду с религиозной символикой в романе необходимо выделить также линию символики огня, которой посвящён значительный пласт повествования. С этим символом связано и название книги: 451° по Фаренгейту — температура, при которой горит бумага.

Символику огня здесь отличает двуплановость, характерная для творчества Брэдбери вообще. «Пожарники» не тушат пожары — огнеупорные дома не горят. Они сжигают книги, находящиеся под запретом.

«Жечь было наслаждением, - так начинается роман. - Какое-то особое наслаждение видеть, как огонь пожирает вещи, как они чернеют и меняются . Медный наконечник брандспойта зажат в кулаках, громадный питон изрыгивает на мир ядовитую струю керосина, искажающего симфонию огня и разрушения, превращая в пепел изорванные, обуглившиеся страницы истории». «Жгите, жгите всё подряд, - призывает брандмейстер Битти. - Огонь горит ярко, огонь очищает».

Здесь огонь есть орудие и символ разрушения, уничтожения. И в то же время — символ соблазна, искушения. Соблазна дать выход агрессии, покончить со всеми трудностями, разом разрубив «гордиев узел», и снова погрузиться в безмятежность.

Битти хорошо это понимает: « — Почему огонь полон для нас такой неизъяснимой прелести? Что влечёт к нему старого и малого?... Огонь — это вечное движение. То, что человек всегда стремится найти, но так и не нашёл. Или почти вечное. Если ему не препятствовать, он бы горел, не угасая, в течение всей нашей жизни. И всё же, что такое огонь? Тайна. Загадка. Учёные что-то лепечут о трении и молекулах, но, в сущности, они ничего не знают. А главная прелесть огня в том, что он уничтожает ответственность и последствия. Если проблема стала чересчур обременительной — в печку её».

Но такая идеология не устраивает Гая Монтэга, пережившего духовное прозрение. Он раздумывает, пытаясь добраться до глубинной сути огненной стихии, пытаясь понять, почему он не может жить дальше так, как он жил, прийти к какому-то логическому выводу: «Луна и лунный свет. Откуда он? Ну понятно, от солнца. А солнце откуда берёт свой свет? Ниоткуда, оно горит собственным огнём. Горит и горит изо дня в день, всё время. Солнце и время. Солнце, время, огонь. Огонь сжигающий: Солнце горит каждый день. Оно сжигает Время. Вселенная несётся по кругу и вертится вокруг своей оси; Время сжигает годы и людей, сжигает само, без помощи Монтэга. А если он, Монтэг, вместе с другими пожарниками будет сжигать то, что создано людьми, а солнце будет сжигать Время, то не останется ничего. Всё сгорит».

В лесу Монтэг видит костёр, вокруг которого сидят «люди-книги»: «Этот огонь ничего не сжигал — он согревал . Монтэг видел руки, протянутые к его теплу, только руки — тела сидевших вокруг костра были скрыты темнотой. Над руками — неподвижные лица, оживлённые отблесками пламени. Он и не знал, что огонь может быть таким. Он даже не подозревал, что огонь может не только отнимать, но и давать. Даже запах этого огня был совсем другой» Монтэгу кажется, что «мир весь сосредоточился здесь, у этого костра, словно мир — это лежащий на углях кусок стали, который эти люди должны были перековать заново».

В последнем эпизоде представлена вторая ипостась огненной стихии — созидательная. Вряд ли аспект двойственности здесь случаен. Древние философы рассматривали огонь как один из первоэлементов мироздания, а у мыслителей ХХ века отношение к данному символу довольно противоречивое. Так, в одной из книг Агни Йоги, интерпретированной Н.К. и Е.И. Рерихами, сказано, с одной стороны: «Все процессы в Космосе направляет огонь. Невидимый процесс жизни направляется огнём духа», а с другой: «Бойтесь алого пламени. Оно выедает все ценные условия восхождений ясного сознания. Это пламя — пламя судороги, припадка, но жить и созидать среди этого пламени нельзя. И как при некоторых болезнях надо менять место, так от злого пламени надо спастись бегством». В Мирах Возмездия («Роза Мира» Д. Андреева) Огонь — это собственно огонь, пламя, уничтожающее структуры материи (сравните с уничтожением книг в романе Брэдбери). В Мирах же Просветления (там же) Огонь — уже некая мощная энергия, несущая свет.

Следовательно, согласно философской традиции, мы можем выделить в аспекте символики огня два противоположных начала: огонь созидающий, «огонь духа», и огонь сжигающий, представляющий собой разрушительную энергию. Оба этих начала присутствуют в книге Р. Брэдбери. Горение как конструктивная энергия, и горение как апокалиптическая катастрофа — это символические полюса романа Брэдбери, раскрывающего через символику сложную, раздвоенную природу человека — как созидателя и как разрушителя. Здесь содержится ключ к пониманию всего произведения, придающий повествованию целостность и обострённую глубину.