Хроника жизни Рэя Брэдбери

 

20 августа 1920

Родился в городе Уокиган, штат Иллинойс.

1931

Брэдбери пишет свой первый рассказ.

1932

На карнавале маленький Рэй встречается с неким «Мистером Электрико»: актёр касается мальчика наэлектризованным мечом и провозглашает «Живи вечно!». По словам писателя, благодаря этой встрече, с ним произошло «нечто странное и чудесное... Он дал мне будущее... Я начал писать, отдавать всё своё время писательству, с тех пор я пишу каждый день всю свою жизнь».

1934

Семья Брэдбери переезжает из Иллинойса в Лос-Анджелес. В местной школе Брэдбери принимает активное участие в драматическом кружке.

1935

Подросток Рэй становится случайным свидетелем автомобильной аварии с человеческими жертвами. Это жуткое зрелище западает ему в душу и определяет его противоречивое отношение к автомобилям (Брэдбери никогда не садился за руль) в частности и к техническому прогрессу в целом. Позже технический прогресс станет одной из главных тем его прозы. Сам случай лёг в основу рассказа «Толпа».

1938

Первая публикация: рассказ Брэдбери «Дилемма Холленброхера» издаётся в любительском журнале «Imagination!».

1938

Брэдбери знакомится с активистом научно-фантастического движения Форрестом Джей Акерманом. Акерман знакомит Брэдбери с молодым человеком по имени Рэй Харрихаузен, который впоследствии станет одним из пионером визуальных эффектов в кинематографе. Эти два человека станут ближайшими друзьями и партнёрами писателя на всю жизнь.

1939

Брэдбери начинает посещать еженедельные собрания «Лос-Анджеллеского научно-фантастического сообщества». Там Брэдбери знакомится с Робертом Хайнлайном, который становится его учителем.

1939

Брэдбери успешно сдаёт вступительные экзамены в местный колледж, но принимает решение не поступать: ему совершенно не нравилась идея сидеть за партой, а единственная причина, по которой он хотел идти в колледж, — это шанс познакомиться с какой-нибудь девушкой. Вместо колледжа Брэдбери даёт себе обещание раз в неделю ходить в библиотеку, что он и делал на протяжении 10 лет.

1939

На 90 долларов, полученных от Акермана, Брэдбери издаёт собственный любительский журнал «Futuria Fantasia», прозу для которого сочиняет сам. Всего выходит 4 выпуска.

22 августа 1941-го года

В день 21-го дня рождения Брэдбери выходит его первая оплаченная публикация: рассказ «Маятник», написанный им в соавторстве с Генри Гассе. Журнал «Super Science Stories» платит писателям по 15 долларов.

1942

Написан и опубликован рассказ «Озеро». Этот рассказ считается первой работой Брэдбери в его собственном, уникальном стиле.

1942

Брэдбери призывают в армию, он является на медосмотр, но его признают негодным к службе из-за отвратительного зрения. Роберт Хайнлайн (сам бывший офицер) пытается убедить его пойти на службу гражданским специалистом, однако выясняется, что это противоречит пацифистским убеждениям Рэя. Хайнлайн прекращает общаться с Брэдбери на многие годы.

1943

Брэдбери прекращает заниматься подработками и живет только писательским трудом.

1945

Рассказ «Большая игра между чёрными и белыми» входит в межавторский сборник «Лучшие рассказы Америки». Позже ещё несколько рассказов будут включаться в этот сборник в разные годы.

1946

Брэдбери встречает девушку по имени Маргарет Макклюр. 27 сентября 1947-го года они женятся. Несмотря на сложности во взаимоотношениях, они прожили вместе всю жизнь.

1947

Выходит первый авторский сборник рассказов «Тёмный карнавал» — ныне библиографическая редкость на языке оригинала. Большинство текстов в этом сборнике укладываются в жанр откровенно коммерческих рассказов ужасов, рассчитанных на дешёвые журналы. Часть рассказов, тем не менее, позже станет классикой и выдержит массу переизданий в составе других книг. Эти же тексты окажут большое влияние на Стивена Кинга.

1949

Рождается первая дочь Брэдбери: Сюзан. Её сестры — Рамона, Беттина и Александра — родились в 1951-м, 1955-м и 1958-м соответственно.

1950

Выходит первая повесть Брэдбери — «Марсианские хроники». Эта книга принесёт Брэдбери всемирную славу и первые значительные гонорары.

1951

Выходит второй авторский сборник рассказов «Человек в картинках», ныне признанный классикой. Брэдбери добивается того, чтобы на обложке не стояла метка «Научная фантастика», пытаясь — и небезуспешно — выбраться из гетто презренного в то время жанра фантастики в «большую литературу».

осень 1952

Брэдбери пишет открытое письмо к Республиканской партии, в котором выражает своё мнение о маккартистской «охоте на ведьм», причём в довольно резких выражениях, что по тем временам было чрезвычайно смело. Друзья Брэдбери не без оснований опасаются, что писателю закроют дорогу в Голливуд. ФБР в ответ начинает подозревать Брэдбери в симпатии к коммунистической партии, но не находит подтверждения этому. Расследование было прекращено только в 1959-м.

1953

Первые работы в кино: на экраны выходит фильм «Чудище с глубины в 20 000 саженей» по сценарию Брэдбери. Сценарий основан на его же одноимённом рассказе, который позже стал известен под названием «Ревун». В этом же году выходит фантастический фильм «Оно пришло из далёкого космоса» по сценарию Брэдбери. Это первый фильм студии Universal в формате 3D.

1953

Выходит повесть «451 градус по Фаренгейту», ставшая одной из самых известных работ Брэдбери. На родине писателя это его «визитная карточка».

1953

Известный режиссёр Джон Хьюстон приглашает Брэдбери в Ирландию для работы над сценарием фильма «Моби Дик» по роману Мелвилла. Поездка оказывает огромное влияние на писателя, даёт массу идей для новых рассказов, позднее неофициально названных «Ирландским циклом» и объединённых в повесть «Зелёные тени, белый кит».

сентябрь 1957

Выходит повесть «Вино из одуванчиков». Завершение сложного и очень личного текста было омрачено личными сложностями: Брэдбери едва успевает вручить один из первых экземпляров книги своему умирающему отцу. Две недели он проводит у него в больничной палате. В это же время у него рушится брак с Маргарет, но в итоге его удается сохранить ради детей.

1962

Выходит одно из центральных произведений Брэдбери: повесть «Надвигается беда». Для хронологии повесть примечательна тем, что это первое по-настоящему объёмное прозаическое произведение писателя, изначально задуманное и реализованное как длительное повествование. До этого Брэдбери по доброй воле работал только в короткой форме.

1964

Брэдбери приглашён как «консультант по идеям» для оформления павильона США на Всемирной торговой выставке. Брэдбери расценивает это как огромную честь.

зима 1964

Во время рождественских покупок Брэдбери случайно встречается со своим кумиром — Уолтом Диснеем. Дисней, знакомый с работами Брэдбери, приглашает его в свой офис в студии. Во время встречи Дисней делится с писателем идеей парка развлечений EPCOT — альтернативой недолговечным выставочным павильонам.

Дисней и Брэдбери продолжают общаться до смерти великого аниматора в декабре 1966-го года.

1965

Ставятся первые спектакли по рассказам Брэдбери: на сцену одного из театров в Голливуде выходит «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого». Позднее множество произведений будет адаптировано для сцены. Часть пьес по своим произведениям Брэдбери пишет сам.

ноябрь 1966

На экраны выходит самая известная из экранизаций произведений Брэдбери — фильм «451 градус по Фаренгейту» великого режиссёра Франсуа Трюффо.

13 января 1967

Брэдбери посещает Космический центр имени Джонсона в Хьюстоне, чтобы написать статью об астронавтах по заказу журнала Лайф. Там он знакомится с будущими членами миссии Аполлон — среди этих 60 молодых людей уже присутствовал экипаж первых покорителей Луны. Совершенно неожиданно выясняется, что многие из астронавтов обожают «Марсианские хроники» и преклоняются перед талантом Брэдбери: многие из них выбрали профессию именно благодаря его книгам.

март 1968

По доносу коллеги-сценариста, ФБР снова начинает подозревать Брэдбери в симпатиях к коммунистам и антиамериканской пропаганде. За домом писателя временно устанавливается слежка. Спецслужбы также проверяют информацию о поездке писателя на Кубу, которая оказывается ошибочной.


Досье ФБР на Рэя Брэдбери

20 июля 1969

Первая высадка человека на Луну на короткое время делает ведущих американских писателей-фантастов очень востребованными медиа-персонами. Брэдбери (как и его коллег — Азимова, Кларка и Хайнлайна) наперебой приглашают комментировать высадку и открывающиеся для человечества перспективы. Брэдбери, которого событие застало в Лондоне, был взволнован до слёз удачей космонавтики. Не обошлось без очень характерного для писателя скандала: Рэй Брэдбери уходит со съёмок популярного телешоу Дэвида Фроста, сочтя его невыносимо пошлым. В бешенстве Брэдбери покидает студию Би-Би-Си, за ночь даёт девять интервью различным телеканалам.

1971

Экипаж миссии Аполлон-15 называет кратер на Луне в честь повести Брэдбери: «Одуванчиковым кратером». В 1992-м году в честь Брэдбери также назовут астероид.

31 октября 1973

Выходит первый сборник стихов Брэдбери «Когда слоны в последний раз во дворике цвели»: долгое время Брэдбери не чувствовал уверенности в себе как в поэте, и только в возрасте 53 лет представил публике сборник разноплановых стихотворений — от личных до футурологических.

1982

Во Флориде открывается развлекательный парк студии Уолта Диснея «EPCOT», в создании которого принимает участие Брэдбери. В частности, Брэдбери работал над самым известным аттракционом парка «Космический корабль Земля».

1984

Брэдбери участвует в создании компьютерной игры «451 по Фаренгейту»: сюжет игры стартует там, где заканчивается книга.

1985

Брэдбери состоялся как архитектор: в этом году в Сан-Диего достроили молл по совместном проекту Брэдбери и архитектора Йона Жерде.

1986

Начинается работа над телесериалом «Театр Рэя Брэдбери», которая продлится по 1992-й год. Брэдбери принимает участие в работе над сценарием, курирует весь проект и даже несколько раз появляется в кадре в эпизодических ролях.

1990

В честь Брэдбери назван парк в его родном городе Уокигане.

1992

Впервые вручается «Награда имени Брэдбери» (Ray Bradbury Award) — приз за лучший киносценарий от Ассоциации американских писателей в жанре научной фантастики и фэнтези (SFWA). Первым награждённым стал Джеймс Камерон за сценарий к «Терминатору 2».

ноябрь 1999

Брэдбери переносит инсульт. До конца жизни он будет частично парализован: работать у него будут только один глаз, одно ухо и одно легкое. Перемещаться он будет только в инвалидной коляске. Это даст ему повод проявить завидный оптимизм и жизнелюбие. До конца жизни он будет диктовать новые книги своей дочери.

24 ноября 2003

От рака лёгких умирает жена Рэя Брэдбери Маргарет.

2004

Американский режиссёр Майкл Мур выпускает скандальный фильм, разоблачающий администрацию президента Буша. Название фильма «911 градусов по Фаренгейту» намекает одновременно на теракты 11 сентября и на телевизионное промывание мозгов, благодаря отсылке к известному роману. Рэй Брэдбери, будучи сторонником Буша, негативно отзывается о фильме и требует «вернуть ему название романа». После чего писатель и обитатели форума на официальном сайте подвергаются агрессивным и длительным нападкам со стороны сторонников Мура. Сам Мур приносит писателю извинения.

ноябрь 2004

Рэй Брэдбери получает «Национальную медаль искусств» из рук президента США Джорджа Буша и его жены. В Белом доме, куда его сопровождали его дочери и биограф Сэм Уэллер, ему оказывается очень тёплый приём. Брэдбери называет этот день лучшим в своей жизни.

17 апреля 2007

Брэдбери получает Пулицеровскую премию.

2009

Выходит последний прижизненный сборник рассказов: «У нас всегда будет Париж».

1 декабря 2011

Впервые книга Рэя Брэдбери официально выходит в электронном виде: сломлено длительное сопротивление писателя самой идее чтения книг с экранов. Этой книгой стал роман «451 градус по Фарегейту».

5 июня 2012

Брэдбери умирает в Лос-Анджелесе.

22 августа 2012

В честь 92-го дня рождения НАСА называет в честь Рэя Брэдбери посадочную площадку на Марсе (Bradbury Landing), куда приземляется марсоход Curiosity.

6 декабря 2012

Именем Брэдбери называют перекрёсток в Лос-Анджелесе.