027
- Садитесь, молодой человек, - сказал полковник.
- Благодарю вас, - вошедший сел.
- Я слыхал о вас кое-что, - заговорил дружеским тоном полковник. - В сущности, ничего особенного. Говорят, что вы нервничаете и что вам ничего не удается. Я слышу это уже несколько месяцев и теперь решил поговорить с вами. Я думал также о том, не захочется ли вам переменить место службы. Может быть, вы хотите уехать за море и служить в каком-нибудь дальнем военном округе? Не надоело ли вам работать в канцелярии? Может быть, вам хочется на фронт?
- Кажется нет, - ответил молодой сержант.
- Так чего вы, собственно, хотите?
Сержант пожал плечами и поглядел на свои руки.
- Я хочу жить без войн. Хочу узнать, что за ночь каким-то образом пушки во всем мире превратились в ржавчину, что бактерии в оболочках бомб стали безвредными, что танки провалились сквозь шоссе и, подобно доисторическим чудовищам, лежат в ямах, заполненных асфальтом. Вот мое желание.
- Это естественное желание каждого из нас, - произнес полковник. - Но сейчас оставьте эти идеалистические разговоры и скажите нам, куда мы должны вас послать. Можете выбрать западный или северный округ. - Он постучал пальцем по карте, разложенной на столе.
Сержант продолжал говорить, шевеля руками, приподнимая их и разглядывая пальцы:
- Что делали бы вы, начальство, что делали бы мы, солдаты, что делал бы весь мир, если бы все мы завтра проснулись и пушки стали бы ненужными?
Полковнику было теперь ясно, что с сержантом нужно обращаться осторожно. Он спокойно улыбнулся.
- Это интересный вопрос. Я люблю поболтать о таких теориях. По-моему, тогда возникла бы настоящая паника. Каждый народ подумал бы, что он один во всем мире лишился оружия, и обвинил бы в этом несчастье своих врагов. Начались бы массовые самоубийства, акции мгновенно упали бы, разыгралось бы множество трагедий.
- А потом? - спросил сержант. - Потом, когда все поняли бы, что это правда, что оружия нет больше ни у кого, что больше никого не нужно бояться, что все мы равны и можем начать жизнь заново... Что было бы тогда?
- Все принялись бы опять поскорее вооружаться.
- А если бы им можно было в этом помешать?
- Тогда стали бы драться кулаками. На границах сходились бы толпы людей, вооруженных боксерскими перчатками со стальными вкладками; отнимите у них перчатки, и они пустят в ход ногти и зубы, и ноги. Запретите им и это, и они станут плевать друг в друга. А если вырезать им языки и заткнуть рты, они наполнят воздух такой ненавистью, что птицы попадают мертвыми с телеграфных проводов и все мухи и комары осыплются на землю.
- Значит вы думаете, что в этом вообще не было бы смысла? - продолжал сержант.
- Конечно, не было бы! Ведь это все равно, что черепаху вытащить из панциря. Цивилизация задохнулась бы и умерла от шока.
Молодой человек покачал головой.
- Вы просто хотите убедить себя и меня, ведь работа у вас спокойная и удобная.
- Пусть даже это на девяносто процентов цинизм и только на десять - разумная оценка положения. Бросьте вы свою ржавчину и забудьте о ней.
Сержант быстро поднял голову.
- Откуда вы знаете, что она у меня есть?
- Что у вас есть?
- Ну, эта ржавчина.
- О чем вы говорите?
- Вы знаете, что я могу это сделать. Если бы я захотел, я мог бы начать сегодня же.
Полковник засмеялся:
- Я думаю, вы шутите?
- Нет, я говорю вполне серьезно. Я давно уже хотел поговорить с вами. Я рад, что вы сами позвали меня. Я работаю над этим изобретением уже довольно давно. Мечтал о нем целые годы. Оно основано на строении определенных атомов. Если бы вы изучали их, вы бы знали, что атомы оружейной стали расположены в определенном порядке. Я искал фактор, который нарушил бы их равновесие. Может быть, вы знаете, что я изучал физику и металлургию... Мне пришло в голову, что в воздухе всегда присутствует вещество, вызывающее ржавчину: водяной пар. Нужно было найти способ вызывать у стали "нервный шок". И тогда водяные пары принялись бы за свое дело. Разумеется, я имею в виду не всякий металлический предмет. Наша цивилизация основана на стали, и большинство ее творений мне не хотелось бы разрушать. Я хотел бы вывести из строя пушки, ружья, снаряды, танки, боевые самолеты, военные корабли. Если бы понадобилось, я бы заставил свой прибор действовать на медь, бронзу, алюминий. Попросту прошел бы около любого оружия, и этого было бы довольно, чтобы оно рассыпалось в прах.
Полковник наклонился над столом и некоторое время разглядывал сержанта. Потом вынул из кармана авторучку с колпачком из ружейного патрона и начал заполнять бланк.
- Я хочу, чтобы сегодня после полудня вы сходили к доктору Мэтьюзу. Пусть он обследует вас. Я не хочу сказать, что вы серьезно больны, но мне кажется, что врачебная помощь вам необходима.
- Вы думаете, я обманываю вас, - произнес сержант. - Нет, я говорю правду. Мой прибор так мал, что поместился бы в спичечной коробке. Радиус его действия - девятьсот миль. Я мог бы вам настроить его на определенный вид стали и за несколько дней объехать всю Америку. Остальные государства не могли бы воспользоваться этим, так как я уничтожил бы любую военную технику, посланную против нас. Потом я уехал бы в Европу. За один месяц я избавил бы мир от страшилища войны. Не знаю в точности, как мне удалось это изобретение. Оно просто невероятно. Совершенно так же невероятно, как атомная бомба. Вот уже месяц я жду и размышляю. Я тоже думал о том, что случится, если сорвать панцирь с черепахи, как вы выразились. А теперь я решился. Беседа с вами помогла мне выяснить все, что нужно. Когда-то никто не представлял себе летательных машин, никто не думал, что атом может быть губительным оружием, и многие сомневаются в том, что когда-нибудь на земле воцарится мир. Но мир воцарится, уверяю вас.
- Этот бланк вы отдадите доктору Мэтьюзу, - подчеркнуто произнес полковник.
Сержант встал.
- Значит, вы не отправите меня в другой военный округ?
- Нет, пока нет. Пусть решает доктор Мэтьюз.
- Я уже решил, - сказал молодой человек. - Через несколько минут я уйду из лагеря. У меня отпускная. Спасибо за то, что вы потратили на меня столько драгоценного времени.
- Послушайте, сержант, не принимайте этого так близко к сердцу. Вам не нужно уходить. Никто вас не обидит.
- Это верно, потому что никто мне не поверит. Прощайте. - Сержант открыл дверь канцелярии и вышел.
Дверь закрылась, и полковник остался один. С минуту он стоял в нерешительности. Потом вздохнул и провел ладонью по лицу. Зазвонил телефон. Полковник рассеянно взял трубку.
- Это вы, доктор? Я хочу поговорить с вами. Да, я послал его к вам. Посмотрите, в чем тут дело, почему он так ведет себя. Как вы думаете, доктор? Вероятно, ему нужно немного отдохнуть, у него странные иллюзии. Да, да, неприятно. По-моему, сказались шестнадцать лет войны.
Голос в трубке отвечал ему. Полковник слушал и кивал головой.
- Минутку, я запишу... - Он поискал свою авторучку. - Подождите у телефона, пожалуйста. Я ищу кое-что...
Он ощупал карманы.
- Ручка только что была тут. Подождите...
Он отложил трубку, оглядел стол, посмотрел в ящик. Потом окаменел. Медленно сунул руку в карман и пошарил в нем. Двумя пальцами вытащил щепотку чего-то. На промокательную бумагу на столе высыпалось немного желтовато-красной ржавчины.
Некоторое время полковник сидел, глядя перед собой. Потом взял телефонную трубку.
- Мэтьюз, - сказал он, - положите трубку. - Он услышал щелчок и набрал другой номер. - Алло, часовой! Каждую минуту мимо вас может пройти человек, которого вы, наверное, знаете: Холлис. Остановите его. Если понадобится, застрелите его, ни о чем не спрашивая, убейте этого негодяя, поняли? Говорит полковник. Да... убейте его... вы слышите?
- Но... простите... - возразил удивленный голос на другом конце провода, - я не могу... просто не могу!
- Что вы хотите сказать, черт побори? Как так не можете?
- Потому что... - голос прервался. В трубке слышалось взволнованное дыхание часового. Полковник потряс трубкой.
- Внимание, к оружию!
- Я никого не смогу застрелить, - ответил часовой.
Полковник тяжело сел и с полминуты задыхался и жмурился. Он ничего не видел и не слышал, но он знал, что там, за этими стенами, ангары превращаются в мягкую красную ржавчину, что самолеты рассыпаются в бурую уносимую ветерком пыль, что танки медленно погружаются в расплавленный асфальт дорог, как доисторические чудовища некогда проваливались в асфальтовые ямы - именно так, как говорил этот молодой человек. Грузовики превращаются в облачка оранжевой краски, и от них остаются только резиновые шины, бесцельно катящиеся по дорогам.
- Сэр... - заговорил часовой, видевший все это. - Клянусь вам...
- Слушайте, слушайте меня! - закричал полковник. - Идите за ним, задержите его руками, задушите его, бейте кулаками, ногами, забейте насмерть, но вы должны остановить его! Я сейчас буду у вас! - и он бросил трубку.
По привычке он выдвинул нижний ящик стола, чтобы взять револьвер. Кожаная кобура была наполнена бурой ржавчиной. Он с проклятием отскочил от стола.
Пробегая по канцелярии, он схватил стул. "Деревянный, - подумалось ему, - старое доброе дерево, старый добрый бук". Дважды ударил им о стену и разломал. Потом схватил одну из ножек, крепко сжал в кулаке. Он был почти лиловым от гнева и ловил воздух раскрытым ртом. Для пробы сильно ударил ножкой стула себя по руке.
- Годится, черт побери! - крикнул он. С диким воплем он выбежал и хлопнул дверью.
Читайте cлучайный рассказ!
Комментарии
Написать отзыв
Подписаться на отзывы
Е-mail
я, 17 августа 2023
Алина, 11 июля 2023
Валерия, 9 июля 2023
Леонид, 24 мая 2023
Да, идея дикая. Но насколько дикая сама идея убивать других людей?
Даниэль, 6 мая 2023
А вот выводы из него - нехорошие.
Полковник прав, как это ни противно. Разоружение ничего хорошего человечеству не принесёт.
И свою правоту Полковник сейчас же докажет делом. В отличие от штабного сержанта, который добьётся только того, что получит по голове дубинкой. И который, желая разоружения, изобрёл новое мощное оружие - Ржавчину.
Теперь будут и проржавевшие ангары, и рассыпавшиеся самолёты, и утонувшие в асфальте танки. Всё это будет - только не в Америке, а у её врагов.
За пределами радиуса в девятьсот миль вся американская техника ещё цела, и останется цела - никто уже не позволит сержанту Холлису до неё добраться.
Сейчас его отловят, отлупят толпой, крепко свяжут и отберут спичечный коробок с прибором.
Остаток жизни Холлис проведёт в клетке, сплетённой из ивовых прутьев.
Совершенствуя Ржавчину и обучая других ею пользоваться.
Полковник тем временем получит орден.
Американцы пока наделают новых танков и самолётов взамен проржавевших в девятисотмильной зоне.
А потом воцарится мир. Американский мир.
Антон, 13 октября 2022
аня , 2 августа 2022
Анна , 3 июня 2022
Актуальный рассказ в наше время и всегда. Люди не хотят войны. Но всех, кто пытается сломать эту систему, система уничтожает. Не хочешь - не хоти. Но воевать не мешай.
Iotar, 14 июля 2020
Виталий, 23 августа 2018
Вышли бы преступники с ножами и не боясь безоружной полиции, грабили и насиловали бы граждан и гражданок.
Через границу пришли бы бедные соседи с луками и катапультами для поделить имущество богатого соседа.
И т.д., и т.п.
Юрий, 11 марта 2018
Татьяна, 10 февраля 2018
???ДеРсКаЯ???, 25 мая 2016
Martian, 18 февраля 2015
И "отрицательный" полковник говорит в принципе, правильные слова. Напоминающие Профессора Преображенского "разруха не в клозетах, а в головах". Да, оружие - зло. Орудие зла, точнее.
Но причина-то не в стали.
А в том, что заставляет людей тратить жизнь на это безумие.
Что заставляет строить танки и пушки.
С этого надо начинать - с того оружия, что внутри.
А потом уже - с гранат и патронов.
Так антиоружие само стало оружием.
Блестящий рассказ о трагической попытке.
Евгений, 4 ноября 2013
Вадим, 3 октября 2013
Аида, 23 сентября 2013
В рассказе «Ржавчина» сочетаются научность, занимательность и фантастика. Это рассказ об удивительном изобретении сержанта.
Мне понравился часовой, потому что он утверждал своё и не соглашался убивать сержанта по приказанию полковника. Вот эти слова:
- Внимание, к оружию! (полковник)
- Я никого не смогу застрелить, - ответил часовой.
В рассказе «Ржавчина» есть положительные герои-это сержант он хотел уничтожить все оружия на земле чтобы не было войны, часовой не хотел убивать сержанта и правильно сделал по-моему мнению. Отрицательные герои-это полковник он хотел убить сержанта. Я могу и ошибаться в выборе отрицательных и положительных героев, но это моё мнение.
Мне очень понравилось, когда полковник убеждал сержанта этого не делать, сержант не послушал его и стоял на своём.
Этот рассказ о войне, об изобретении сержанта.
Я даже и не думала что рассказ «Ржавчина» может быть такой интересной.
У меня возникает вопрос после прочтения этого рассказа. Почему же часовой не согласился убить сержанта, хотя он должен был?
Автор хотел показать, что на свете всякое бывает. Одни хотят, чтобы мир был без оружия, а другие хотят наоборот.
Я порекомендовала бы прочитать этот рассказ всем, кого знаю.
Вот такой должен быть отзыв!
ден, 30 августа 2013
дарька, 24 августа 2013
ПОлина, 20 августа 2013
Катюша, 16 августа 2013
ДАРЬЯ, 12 августа 2013
Аноним, 21 июля 2013
BANAN, 12 июня 2013
Сергей, 19 марта 2013
Добрый, 19 марта 2013
Данила, 6 сентября 2012
Лиля, 31 августа 2012
Анечка, 31 августа 2012
не скажу, 30 августа 2012
таня, 23 августа 2012
Анастасия , 20 августа 2012
Александр, 11 июля 2012
Ярослав , 28 июня 2012
Ваня, 2 сентября 2011
Ксюня, 30 августа 2011
Интересно что было бы дальше!!!!
Понравилось!!!!!!!! 33;!
Марина, 27 августа 2010
Интересно...)))
Андрей, 25 августа 2010
!!!!!!!!!!!!!!!! 33;!!!!!
Галина, 4 августа 2010
Очень хотелось бы, чтоб такой прибор существовал и настоен был на оружие.
ANN, 20 июня 2010
я и подумать не могла что именно так закончится этот рассказ....
обычно рассказы предсказуемы_ но этот превзошел все мои ожидания...
Айгуль, 16 июня 2010
Евгений, 4 мая 2010
Евгений, 10 января 2010
Николай, 11 марта 2009
Джо, 8 сентября 2008
Казус., 2 сентября 2008
zinaida, 1 сентября 2008
Даже если в этом нет необходимости. И оправдания найдет, и теоретическую базу подведет. Сколько же еше нужно веков, чтобы вытравить из нас зверя?
Евгешка, 14 августа 2008
Eli, 13 августа 2008
Па Ха, 19 мая 2008
настя, 18 мая 2008
Хром, 15 апреля 2008
В горле костью встанет зло
От великого желания
Делать людям добро
(Дельфин).
Да, вот такие мы - люди! от добра добра, к сожалению, не ищем.
Виолетта, 13 апреля 2008
Евгений, 13 августа 2007
Игорь, 1 февраля 2007
Написать отзыв
Подписаться на отзывы
Е-mail
Поставьте сссылку на этот рассказ: http://raybradbury.ru/library/story/52/6/1/
Алиса, 29 октября 2023