077
Объявление на стене расплылось, словно его затянуло пленкой скользящей теплой воды; Экельс почувствовал, как веки, смыкаясь, на долю секунды прикрыли зрачки, но и в мгновенном мраке горели буквы:
А/О САФАРИ ВО ВРЕМЕНИ
ОРГАНИЗУЕМ САФАРИ В ЛЮБОЙ ГОД ПРОШЛОГО
ВЫ ВЫБИРАЕТЕ ДОБЫЧУ
МЫ ДОСТАВЛЯЕМ ВАС НА МЕСТО
ВЫ УБИВАЕТЕ ЕЕ
В глотке Экельса скопилась теплая слизь; он судорожно глотнул. Мускулы вокруг рта растянули губы в улыбку, когда он медленно поднял руку, в которой покачивался чек на десять тысяч долларов, предназначенный для человека за конторкой.
- Вы гарантируете, что я вернусь из сафари живым?
- Мы ничего не гарантируем, - ответил служащий, - кроме динозавров. - Он повернулся. - Вот мистер Тревис, он будет вашим проводником в Прошлое. Он скажет вам, где и когда стрелять. Если скажет "не стрелять", значит - не стрелять. Не выполните его распоряжения, по возвращении заплатите штраф - еще десять тысяч, кроме того, ждите неприятностей от правительства.
В дальнем конце огромного помещения конторы Экельс видел нечто причудливое и неопределенное, извивающееся и гудящее, переплетение проводов и стальных кожухов, переливающийся яркий ореол - то оранжевый, то серебристый, то голубой. Гул был такой, словно само Время горело на могучем костре, словно все годы, все даты летописей, все дни свалили в одну кучу и подожгли.
Одно прикосновение руки - и тотчас это горение послушно даст задний ход. Экельс помнил каждое слово объявления. Из пепла и праха, из пыли и золы восстанут, будто золотистые саламандры, старые годы, зеленые годы, розы усладят воздух, седые волосы станут черными, исчезнут морщины и складки, все и вся повернет вспять и станет семенем, от смерти ринется к своему истоку, солнца будут всходить на западе и погружаться в зарево востока, луны будут убывать с другого конца, все и вся уподобится цыпленку, прячущемуся в яйцо, кроликам, ныряющим в шляпу фокусника, все и вся познает новую смерть, смерть семени, зеленую смерть, возвращения в пору, предшествующую зачатию. И это будет сделано одним лишь движением руки...
- Черт возьми, - выдохнул Экельс; на его худом лице мелькали блики света от Машины - Настоящая Машина времени! - Он покачал головой. - Подумать только. Закончись выборы вчера иначе, и я сегодня, быть может, пришел бы сюда спасаться бегством. Слава богу, что победил Кейт. В Соединенных Штатах будет хороший президент.
- Вот именно, - отозвался человек за конторкой. - Нам повезло. Если бы выбрали Дойчера, не миновать нам жесточайшей диктатуры. Этот тип против всего на свете - против мира, против веры, против человечности, против разума. Люди звонили нам и справлялись - шутя, конечно, а впрочем... Дескать, если Дойчер будет президентом, нельзя ли перебраться в 1492 год. Да только не наше это дело - побеги устраивать. Мы организуем сафари. Так или иначе, Кейт - президент, и у вас теперь одна забота...
- ...убить моего динозавра, - закончил фразу Экельс.
- Tyrannosaurus rex. Громогласный Ящер, отвратительнейшее чудовище в истории планеты. Подпишите вот это. Что бы с вами ни произошло, мы не отвечаем. У этих динозавров зверский аппетит.
Экельс вспыхнул от возмущения.
- Вы пытаетесь испугать меня?
- По чести говоря, да. Мы вовсе не желаем отправлять в прошлое таких, что при первом же выстреле ударяются в панику. В том году погибло шесть руководителей и дюжина охотников. Мы предоставляем вам случай испытать самое чертовское приключение, о каком только может мечтать настоящий охотник. Путешествие на шестьдесят миллионов лет назад и величайшая добыча всех времен! Вот ваш чек. Порвите его.
Мистер Экельс долго, смотрел на чек. Пальцы его дрожали.
- Ни пуха, ни пера, - сказал человек за конторкой. - Мистер Тревис, займитесь клиентом.
Неся ружья в руках, они молча прошли через комнату к Машине, к серебристому металлу и рокочущему свету.
Сперва день, затем ночь, опять день, опять ночь; потом день - ночь, день - ночь, день. Неделя, месяц, год, десятилетие! 2055 год. 2019, 1999! 1957! Мимо! Машина ревела.
Они надели кислородные шлемы, проверили наушники.
Экельс качался на мягком сиденье - бледный, зубы стиснуты Он ощутил судорожную дрожь в руках, посмотрел вниз и увидел, как его пальцы сжали новое ружье. В машине было еще четверо. Тревис - руководитель сафари, его помощник Лесперанс и два охотника - Биллингс и Кремер. Они сидели, глядя друг на друга, а мимо, точно вспышки молний, проносились годы.
- Это ружье может убить динозавра? - вымолвили губы Экельса.
- Если верно попадешь, - ответил в наушниках Тревис. - У некоторых динозавров два мозга: один в голове, другой ниже по позвоночнику. Таких мы не трогаем. Лучше не злоупотреблять своей счастливой звездой. Первые две пули в глаза, если сумеете, конечно. Ослепили, тогда бейте в мозг.
Машина взвыла. Время было словно кинолента, пущенная обратным ходом. Солнца летели вспять, за ними мчались десятки миллионов лун.
- Господи, - произнес Экельс. - Все охотники, когда-либо жившие на свете, позавидовали бы нам сегодня. Тут тебе сама Африка покажется Иллинойсом.
Машина замедлила ход, вой сменился ровным гулом. Машина остановилась.
Солнце остановилось на небе.
Мгла, окружавшая Машину, рассеялась, они были в древности, глубокой-глубокой древности, три охотника и два руководителя, у каждого на коленях ружье - голубой вороненый ствол.
- Христос еще не родился, - сказал Тревис. - Моисей не ходил еще на гору беседовать с богом. Пирамиды лежат в земле, камни для них еще не обтесаны и не сложены. Помните об этом. Александр, Цезарь, Наполеон, Гитлер - никого из них нет.
Они кивнули.
- Вот, - мистер Тревис указал пальцем, - вот джунгли за шестьдесят миллионов две тысячи пятьдесят пять лет до президента Кейта.
Он показал на металлическую тропу, которая через распаренное болото уходила в зеленые заросли, извиваясь между огромными папоротниками и пальмами.
- А это, - объяснил он, - Тропа, проложенная здесь для охотников Компанией. Она парит над землей на высоте шести дюймов. Не задевает ни одного дерева, ни одного цветка, ни одной травинки. Сделана из антигравитационного металла. Ее назначение - изолировать вас от этого мира прошлого, чтобы вы ничего не коснулись. Держитесь Тропы. Не сходите с нее. Повторяю: не сходите с нее. Ни при каких обстоятельствах! Если свалитесь с нее - штраф. И не стреляйте ничего без нашего разрешения.
- Почему? - спросил Экельс.
Они сидели среди древних зарослей. Ветер нес далекие крики птиц, нес запах смолы и древнего соленого моря, запах влажной травы и кроваво-красных цветов.
- Мы не хотим изменять Будущее. Здесь, в Прошлом, мы незваные гости. Правительство не одобряет наши экскурсии. Приходится платить немалые взятки, чтобы нас не лишили концессии Машина времени - дело щекотливое. Сами того не зная, мы можем убить какое-нибудь важное животное, пичугу, жука, раздавить цветок и уничтожить важное звено в развитии вида.
- Я что-то не понимаю, - сказал Экельс.
- Ну так слушайте, - продолжал Тревис. - Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это значит, что всех будущих потомков этой мыши уже не будет - верно?
- Да.
- Не будет потомков от потомков от всех ее потомков! Значит, неосторожно ступив ногой, вы уничтожаете не одну, и не десяток, и не тысячу, а миллион - миллиард мышей!
- Хорошо, они сдохли, - согласился Экельс. - Ну и что?
- Что? - Тревис презрительно фыркнул. - А как с лисами, для питания которых нужны были именно эти мыши? Не хватит десяти мышей - умрет одна лиса. Десятью лисами меньше - подохнет от голода лев. Одним львом меньше - погибнут всевозможные насекомые и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни. И вот итог: через пятьдесят девять миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющей весь мир, гонимый голодом, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но вы, друг мой, раздавив одну мышь, тем самым раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает от голода. А этот человек, заметьте себе, не просто один человек, нет! Это целый будущий народ. Из его чресел вышло бы десять сыновей. От них произошло бы сто - и так далее, и возникла бы целая цивилизация. Уничтожьте одного человека - и вы уничтожите целое племя, народ, историческую эпоху. Это все равно что убить одного из внуков Адама. Раздавите ногой мышь - это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека - смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветет пышная жизнь. Наступите на мышь - и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь - и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий Каньон. Не будет королевы Елизаветы, Вашингтон не перейдет Делавер. Соединенные Штаты вообще не появятся. Так что будьте осторожны. Держитесь тропы. Никогда не сходите с нее!
- Понимаю, - сказал Экельс. - Но тогда, выходит, опасно касаться даже травы?
- Совершенно верно. Нельзя предсказать, к чему приведет гибель того или иного растения. Малейшее отклонение сейчас неизмеримо возрастет за шестьдесят миллионов лет. Разумеется, не исключено, что наша теория ошибочна. Быть может, мы не в состоянии повлиять на Время. А если и в состоянии - то очень незначительно. Скажем, мертвая мышь ведет к небольшому отклонению в мире насекомых, дальше - к угнетению вида, еще дальше - к неурожаю, депрессии, голоду, наконец, к изменениям социальным. А может быть, итог будет совсем незаметным - легкое дуновение, шепот, волосок, пылинка в воздухе, такое, что сразу не увидишь. Кто знает? Кто возьмется предугадать? Мы не знаем - только гадаем. И покуда нам не известно совершенно точно, что наши вылазки во Времени для истории - гром или легкий шорох, надо быть чертовски осторожным. Эта Машина, эта Тропа, ваша одежда, вы сами, как вам известно, - все обеззаражено. И назначение этих кислородных шлемов - помешать нам внести в древний воздух наши бактерии.
- Но откуда мы знаем, каких зверей убивать?
- Они помечены красной краской, - ответил Тревис. - Сегодня, перед нашей отправкой, мы послали сюда на Машине Лесперанса. Он побывал как раз в этом времени и проследил за некоторыми животными.
- Изучал их?
- Вот именно, - отозвался Лесперанс. - Я прослеживаю всю их жизнь и отмечаю, какие особи живут долго. Таких очень мало. Сколько раз они спариваются. Редко... Жизнь коротка. Найдя зверя, которого подстерегает смерть под упавшим деревом или в асфальтовом озере, я отмечаю час, минуту, секунду, когда он гибнет. Затем стреляю красящей пулей. Она оставляет на коже красную метку. Когда экспедиция отбывает в Прошлое, я рассчитываю все так, чтобы мы явились минуты за две до того, как животное все равно погибнет. Так что мы убиваем только те особи, у которых нет будущего, которым и без того уже не спариться. Видите, насколько мы осторожны?
- Но если вы утром побывали здесь, - взволнованно заговорил Экельс, - то должны были встретить нас, нашу экспедицию! Как она прошла? Успешно? Все остались живы?
Тревис и Лесперанс переглянулись.
- Это был бы парадокс, - сказал Лесперанс. - Такой путаницы, чтобы человек встретил самого себя, Время не допускает. Если возникает такая опасность. Время делает шаг в сторону. Вроде того, как самолет проваливается в воздушную яму. Вы заметили, как Машину тряхнуло перед самой нашей остановкой? Это мы миновали самих себя по пути обратно в Будущее. Но мы не видели ничего. Поэтому невозможно сказать, удалась ли наша экспедиция, уложили ли мы зверя, вернулись ли мы - вернее, вы, мистер Экельс, - обратно живые.
Экельс бледно улыбнулся.
- Ну, все, - отрезал Тревис. - Встали!
Пора было выходить из Машины.
Джунгли были высокие, и джунгли были широкие, и джунгли были навеки всем миром. Воздух наполняли звуки, словно музыка, словно паруса бились в воздухе - это летели, будто исполинские летучие мыши из кошмара, из бреда, махая огромными, как пещерный свод, серыми крыльями, птеродактили. Экельс, стоя на узкой Тропе, шутя прицелился.
- Эй, бросьте! - скомандовал Тревис. - Даже в шутку не цельтесь, черт бы вас побрал! Вдруг выстрелит...
Экельс покраснел.
- Где же наш Tyrannosaurus rex?
Лесперанс взглянул на свои часы.
- На подходе. Мы встретимся ровно через шестьдесят секунд. И ради бога - не прозевайте красное пятно. Пока не скажем, не стрелять. И не сходите с Тропы. Не сходите с тропы!
Они шли навстречу утреннему ветерку.
- Странно, - пробормотал Экельс. - Перед нами - шестьдесят миллионов лет. Выборы прошли. Кейт стал президентом. Все празднуют победу. А мы - здесь, все эти миллионы лет словно ветром сдуло, их нет. Всего того, что заботило нас на протяжении нашей жизни, еще нет и в помине, даже в проекте.
- Приготовиться! - скомандовал Тревис. - Первый выстрел ваш, Экельс. Биллингс - второй номер. За ним - Кремер.
- Я охотился на тигров, кабанов, буйволов, слонов, но видит бог - это совсем другое дело, - произнес Экельс. - Я дрожу, как мальчишка.
- Тихо, - сказал Тревис.
Все остановились.
Тревис поднял руку.
- Впереди, - прошептал он. - В тумане. Он там. Встречайте Его Королевское Величество.
Безбрежные джунгли были полны щебета, шороха, бормотанья, вздохов.
Вдруг все смолкло, точно кто-то затворил дверь.
Тишина.
Раскат грома.
Из мглы ярдах в ста впереди появился Tyrannosaurus rex.
- Силы небесные, - пролепетал Экельс.
- Тсс!
Оно шло на огромных, лоснящихся, пружинящих, мягко ступающих ногах.
Оно за тридцать футов возвышалось над лесом - великий бог зла, прижавший хрупкие руки часовщика к маслянистой груди рептилии. Ноги - могучие поршни, тысяча фунтов белой кости, оплетенные тугими каналами мышц под блестящей морщинистой кожей, подобной кольчуге грозного воина. Каждое бедро - тонна мяса, слоновой кости и кольчужной стали. А из громадной вздымающейся грудной клетки торчали две тонкие руки, руки с пальцами, которые могли подобрать и исследовать человека, будто игрушку. Извивающаяся змеиная шея легко вздымала к небу тысячекилограммовый каменный монолит головы. Разверстая пасть обнажала частокол зубов-кинжалов. Вращались глаза - страусовые яйца, не выражая ничего, кроме голода. Оно сомкнуло челюсти в зловещем оскале. Оно побежало, и задние ноги смяли кусты и деревья, и когти вспороли сырую землю, оставляя следы шестидюймовой глубины. Оно бежало скользящим балетным шагом, неправдоподобно уверенно и легко для десятитонной махины. Оно настороженно вышло на залитую солнцем прогалину и пощупало воздух своими красивыми чешуйчатыми руками.
- Господи! - Губы Экельса дрожали. - Да оно, если вытянется, луну достать может.
- Тсс! - сердито зашипел Тревис. - Он еще не заметил нас.
- Его нельзя убить. - Экельс произнес это спокойно, словно заранее отметал все возражения. Он взвесил показания очевидцев и вынес окончательное решение. Ружье в его руках было словно пугач. - Идиоты, и что нас сюда принесло... Это же невозможно.
- Молчать! - рявкнул Тревис.
- Кошмар...
- Кру-гом! - скомандовал Тревис. - Спокойно возвращайтесь в Машину. Половина суммы будет вам возвращена.
- Я не ждал, что оно окажется таким огромным, - сказал Экельс. - Одним словом, просчитался. Нет, я участвовать не буду.
- Оно заметило нас!
- Вон красное пятно на груди!
Громогласный Ящер выпрямился. Его бронированная плоть сверкала, словно тысяча зеленых монет. Монеты покрывала жаркая слизь. В слизи копошились мелкие козявки, и все тело переливалось, будто по нему пробегали волны, даже когда чудовище стояло неподвижно. Оно глухо дохнуло. Над поляной повис запах сырого мяса.
- Помогите мне уйти, - сказал Экельс. - Раньше все было иначе. Я всегда знал, что останусь жив. Были надежные проводники, удачные сафари, никакой опасности. На сей раз я просчитался. Это мне не по силам. Признаюсь. Орешек мне не по зубам.
- Не бегите, - сказал Лесперанс. - Повернитесь кругом. Спрячьтесь в Машине.
- Да. - Казалось, Экельс окаменел. Он поглядел на свои ноги, словно пытался заставить их двигаться. Он застонал от бессилия.
- Экельс!
Он сделал шаг - другой, зажмурившись, волоча ноги.
- Не в ту сторону!
Едва он двинулся с места, как чудовище с ужасающим воем ринулось вперед. Сто ярдов оно покрыло за четыре секунды. Ружья взметнулись вверх и дали залп. Из пасти зверя вырвался ураган, обдав людей запахом слизи и крови. Чудовище взревело, его зубы сверкали на солнце.
Не оглядываясь, Экельс слепо шагнул к краю Тропы, сошел с нее и, сам того не сознавая, направился в джунгли; ружье бесполезно болталось в руках. Ступни тонули в зеленом мху, ноги влекли его прочь, он чувствовал себя одиноким и далеким от того, что происходило за его спиной.
Снова затрещали ружья. Выстрелы потонули в громовом реве ящера. Могучий хвост рептилии дернулся, точно кончик бича, и деревья взорвались облаками листьев и веток. Чудовище протянуло вниз свои руки ювелира - погладить людей, разорвать их пополам, раздавить, как ягоды, и сунуть в пасть, в ревущую глотку! Глыбы глаз очутились возле людей. Они увидели свое отражение. Они открыли огонь по металлическим векам и пылающим черным зрачкам.
Словно каменный идол, словно горный обвал, рухнул. Tyrannosaurus rex.
Рыча, он цеплялся за деревья и валил их. Зацепил и смял металлическую Тропу. Люди бросились назад, отступая. Десять тонн холодного мяса, как утес, грохнулись оземь. Ружья дали еще залп. Чудовище ударило бронированным хвостом, щелкнуло змеиными челюстями и затихло. Из горла фонтаном била кровь. Где-то внутри лопнул бурдюк с жидкостью, и зловонный поток захлестнул охотников. Они стояли неподвижно, облитые чем-то блестящим, красным.
Гром смолк.
В джунглях воцарилась тишина. После обвала - зеленый покой. После кошмара - утро.
Биллингс и Кремер сидели на Тропе; им было плохо. Тревис и Лесперанс стояли рядом, держа дымящиеся ружья и чертыхаясь.
Экельс, весь дрожа, лежал ничком в Машине Времени. Каким-то образом он выбрался обратно на Тропу и добрел до Машины.
Подошел Тревис, глянул на Экельса, достал из ящика марлю и вернулся к тем, что сидели на Тропе.
- Оботритесь.
Они стерли со шлемов кровь. И тоже принялись чертыхаться. Чудовище лежало неподвижно. Гора мяса, из недр которой доносилось бульканье, вздохи - это умирали клетки, органы переставали действовать, и соки последний раз текли по своим ходам, все отключалось, навсегда выходя из строя. Точно вы стояли возле разбитого паровоза или закончившего рабочий день парового катка - все клапаны открыты или плотно зажаты. Затрещали кости: вес мышц, ничем не управляемый - мертвый вес, - раздавил тонкие руки, притиснутые к земле. Колыхаясь, оно приняло покойное положение.
Вдруг снова грохот. Высоко над ними сломался исполинский сук. С гулом он обрушился на безжизненное чудовище, как бы окончательно утверждая его гибель.
- Так. - Лесперанс поглядел на часы. - Минута в минуту. Это тот самый сук, который должен был его убить. - Он обратился к двум охотникам. - Фотография трофея вам нужна?
- Что?
- Мы не можем увозить добычу в Будущее. Туша должна лежать здесь, на своем месте, чтобы ею могли питаться насекомые, птицы, бактерии. Равновесие нарушать нельзя. Поэтому добычу оставляют. Но мы можем сфотографировать вас возле нее.
Охотники сделали над собой усилие, пытаясь думать, но сдались, тряся головой.
Они послушно дали отвести себя в Машину. Устало опустились на сиденья. Тупо оглянулись на поверженное чудовище - немой курган. На остывающей броне уже копошились золотистые насекомые, сидели причудливые птицеящеры.
Внезапный шум заставил охотников оцепенеть: на полу Машины, дрожа, сидел Экельс.
- Простите меня, - сказал он.
- Встаньте! - рявкнул Тревис.
Экельс встал.
- Ступайте на Тропу, - скомандовал Тревис. Он поднял ружье. - Вы не вернетесь с Машиной. Вы останетесь здесь!
Лесперанс перехватил руку Тревиса.
- Постой...
- А ты не суйся! - Тревис стряхнул его руку. - Из-за этого подонка мы все чуть не погибли. Но главное даже не это. Нет, черт возьми, ты погляди на его башмаки! Гляди! Он соскочил с Тропы. Понимаешь, чем это нам грозит? Один бог знает, какой штраф нам прилепят! Десятки тысяч долларов! Мы гарантируем, что никто не сойдет с Тропы. Он сошел. Идиот чертов! Я обязан доложить правительству. И нас могут лишить концессии на эти сафари. А какие последствия будут для Времени, для Истории?!
- Успокойся, он набрал на подошвы немного грязи - только и всего.
- Откуда мы можем знать? - крикнул Тревис. - Мы ничего не знаем! Это же все сплошная загадка! Шагом марш, Экельс!
Экельс полез в карман.
- Я заплачу сколько угодно. Сто тысяч долларов! Тревис покосился на чековую книжку и плюнул.
- Ступайте! Чудовище лежит возле Тропы. Суньте ему руки по локоть в пасть. Потом можете вернуться к нам.
- Это несправедливо!
- Зверь мертв, ублюдок несчастный. Пули! Пули не должны оставаться здесь, в Прошлом. Они могут повлиять на развитие. Вот вам нож. Вырежьте их!
Джунгли опять пробудились к жизни и наполнились древними шорохами, птичьими голосами. Экельс медленно повернулся и остановил взгляд на доисторической падали, глыбе кошмаров и ужасов. Наконец, словно лунатик, побрел по Тропе.
Пять минут спустя он, дрожа всем телом, вернулся к Машине, его руки были по локоть красны от крови.
Он протянул вперед обе ладони. На них блестели стальные пули. Потом он упал. Он лежал там, где упал недвижимый.
- Напрасно ты его заставил это делать, - сказал Лесперанс.
- Напрасно! Об этом рано судить. - Тревис толкнул неподвижное тело. - Не помрет. Больше его не потянет за такой добычей. А теперь, - он сделал вялый жест рукой, - включай. Двигаемся домой.
1492. 1776. 1812
Они умыли лицо и руки. Они сняли заскорузлые от крови рубахи, брюки и надели все чистое. Экельс пришел в себя, но сидел молча. Тревис добрых десять минут в упор смотрел на него.
- Не глядите на меня, - вырвалось у Экельса. - Я ничего не сделал.
- Кто знает.
- Я только соскочил с Тропы и вымазал башмаки глиной. Чего вы от меня хотите? Чтобы я вас на коленях умолял?
- Это не исключено. Предупреждаю Вас, Экельс, может еще случиться, что я вас убью. Ружье заряжено.
- Я не виноват. Я ничего не сделал.
1999. 2000. 2055.
Машина остановилась.
- Выходите, - скомандовал Тревис.
Комната была такая же, как прежде. Хотя нет, не совсем такая же. Тот же человек сидел за той же конторкой. Нет, не совсем тот же человек, и конторка не та же.
Тревис быстро обвел помещение взглядом.
- Все в порядке? - буркнул он.
- Конечно. С благополучным возвращением!
Но настороженность не покидала Тревиса. Казалось, он проверяет каждый атом воздуха, придирчиво исследует свет солнца, падающий из высокого окна.
- О'кей, Экельс, выходите. И больше никогда не попадайтесь мне на глаза.
Экельс будто окаменел.
- Ну? - поторопил его Тревис. - Что вы там такое увидели?
Экельс медленно вдыхал воздух - с воздухом что-то произошло, какое-то химическое изменение, настолько незначительное, неуловимое, что лишь слабый голос подсознания говорил Экельсу о перемене. И краски - белая, серая, синяя, оранжевая, на стенах, мебели, в небе за окном - они... они... да: что с ними случилось? А тут еще это ощущение. По коже бегали мурашки. Руки дергались. Всеми порами тела он улавливал нечто странное, чужеродное. Будто где-то кто-то свистнул в свисток, который слышат только собаки. И его тело беззвучно откликнулось. За окном, за стенами этого помещения, за спиной человека (который был не тем человеком) у перегородки (которая была не той перегородкой) - целый мир улиц и людей. Но как отсюда определить, что это за мир теперь, что за люди? Он буквально чувствовал, как они движутся там, за стенами, - словно шахматные фигурки, влекомые сухим ветром...
Зато сразу бросалось в глаза объявление на стене, объявление, которое он уже читал сегодня, когда впервые вошел сюда.
Что-то в нем было не так.
А/О СОФАРИ ВОВРЕМЕНИ
АРГАНИЗУЕМ СОФАРИ ВЛЮБОЙ ГОД ПРОШЛОГО
ВЫ ВЫБЕРАЕТЕ ДАБЫЧУ
МЫ ДАСТАВЛЯЕМ ВАС НАМЕСТО
ВЫ УБЕВАЕТЕ ЕЕ
Экельс почувствовал, что опускается на стул. Он стал лихорадочно скрести грязь на башмаках. Его дрожащая рука подняла липкий ком.
- Нет, не может быть! Из-за такой малости... Нет!
На комке было отливающее зеленью, золотом и чернью пятно - бабочка, очень красивая... мертвая.
- Из-за такой малости! Из-за бабочки! - закричал Экельс.
Она упала на пол - изящное маленькое создание, способное нарушить равновесие, повалились маленькие костяшки домино... большие костяшки... огромные костяшки, соединенные цепью неисчислимых лет, составляющих Время. Мысли Экельса смещались. Не может быть, чтобы она что-то изменила. Мертвая бабочка - и такие последствия? Невозможно!
Его лицо похолодело Непослушными губами он вымолвил:
- Кто... кто вчера победил на выборах?
Человек за конторкой хихикнул.
- Шутите? Будто не знаете! Дойчер, разумеется! Кто же еще? Уж не этот ли хлюпик Кейт? Теперь у власти железный человек! - Служащий опешил. - Что это с вами?
Экельс застонал. Он упал на колени. Дрожащие пальцы протянулись к золотистой бабочке.
- Неужели нельзя, - молил он весь мир, себя, служащего, Машину, - вернуть ее туда, оживить ее? Неужели нельзя начать все сначала? Может быть...
Он лежал неподвижно. Лежал, закрыв глаза, дрожа, и ждал. Он отчетливо слышал тяжелое дыхание Тревиса, слышал, как Тревис поднимает ружье и нажимает курок.
И грянул гром.
Читайте cлучайный рассказ!
Комментарии
Написать отзыв
Подписаться на отзывы
Е-mail
Камилла Габидуллина, 13 мая 2024
В рассказе Брэдбери "И грохнул гром" также затрагиваются темы последствий человеческих действий и хрупкости природы.
Мне данный рассказ понравился своим сюжетом, особенно тем, что фантастика не превышает иллюзий, то есть она использована в полном достатке.
Автор грамотно использовал средства выразительности для достижения лучшего эффекта.
"Люди, сначала думайте, потом делайте!"
Дмитрий Пашков, 12 ноября 2023
Картина, 17 сентября 2023
Петр, 22 июня 2023
, 17 мая 2023
_
( )
( )_____
__/
__/
__/
__
Денис Виноградов , 23 января 2023
Светлана , 14 января 2023
Варвара , 24 декабря 2022
Виноградов Денис , 20 декабря 2022
Хей, 16 ноября 2022
Амина Ахатова, 22 сентября 2022
санзик в тазике, 14 сентября 2022
Кто-то , 7 июля 2022
Данил, 30 июня 2022
И да , ошибки были но не надо к ним прилипать так вы портите для себя само привидение , и уже не читаете а критикует даже не понимая о чём сейчас речь
Александр Владимирович Малашенко, 17 апреля 2022
Михаил, 8 апреля 2022
1. Почему не сделали перила?
2. Зачем взяли в экспедицию чела, который явно ссал с самого начала и за версту было видно, что он способен сделать глупость?
3. От стрельбы из ружей динозавр явно упал не туда, куда упал бы, убитый суком, и раздавил 100500 других бабочек, мышей и даже, может, парочку зверьков размером с собаку. Где тут логика?
А вообще, какую-то бабочку ещё в восьмидесятых раздавила Алиса Селезнёва, после чего рухнул СССР и весь мир пошёл явно не по тому пути, что видел Коля в 2084. И по возвращении в своё время Полина, наверно, пристрелила Алису. Такие дела.
Галина, 3 марта 2022
Павел, 30 ноября 2021
Екатерина, 30 ноября 2021
Анна, 29 ноября 2021
Та самая бабочка , 29 ноября 2021
владислав, 27 ноября 2021
Руслан, 25 ноября 2021
Sofia , 25 ноября 2021
David, 14 ноября 2021
Автору прям удалось передать ту атмосферу напряженности , прочитывая , я ощущал себя в тех джунглях 65 миллионов лет назад .
В целом рассказ интересный , можно использовать это виде яркого примера на итоговом.
Человек из прошлого, 3 ноября 2021
Человек из прошлого, 3 ноября 2021
Уркокуное, 22 октября 2021
Я , 18 мая 2021
Я весь рассказ не понимал почему рассказ называется „ И грянул гром”
Но в конце я понял.)
, 28 апреля 2021
nazik280681@gmail.com, 4 апреля 2021
ыекхь, 9 января 2021
Роман, 30 декабря 2020
рита, 5 октября 2020
, 27 апреля 2020
Grant, 12 февраля 2020
Руслан, 25 января 2020
Гевара, 23 января 2020
Наталия, 7 января 2020
Хадиджа А, 29 сентября 2019
Павел, 15 августа 2019
2019, 15 августа 2019
Лило, 7 августа 2019
Айсель, 17 мая 2019
Вероника, 17 мая 2019
Руслан, 14 апреля 2019
Ксения , 13 марта 2019
Пуля времени , 27 февраля 2019
Александр, 30 декабря 2018
Так что поступок главного проводника в конце выглядит как жалкая попытка переложить вину за собственные действия на другого.
Slorc, 28 апреля 2018
MrNikolay, 27 сентября 2017
Ляйсан, 7 марта 2017
, 26 февраля 2017
Yarina, 14 октября 2016
Давно такого не было в нашем Тольятти,
Гляди-ка - небо, словно на фресках Джотто,
Не хватает только ангелов и распятия.
Чего ты ржёшь? Я невольно с младенчества в теме:
У меня оба предка - искусствоведы.
Когда я из школы приходил раньше времени,
То копался в их книгах. На тонну бреда
Находилось и что-нибудь достаточно годное:
Детектив или всякая жесть про Сталина.
Журналы выписывали всякие модные
По тем временам. Потом перестали, нах:
Бюджет семейный рвался на свастики,
Какая “Юность”, хватило б на хлеб с макаронами.
Когда болел, то читал фантастику,
В основном про советизацию Вселенной учёными
И всякие прочие агитки дурацкие,
Но однажды попалось мне что-то дельное,
Не помню, Шекли или Стругацкие,
Но болел с интересом почти неделю.
Один рассказик запал мне в душу.
И читал давно, но вспоминаю сразу
Почти всегда, когда радио слушаю
Или утром ящик смотрю вполглаза.
Там, в общем, чувак пошёл в бюро путешествий,
Хочу, говорит, экстремальный тур для отрыва крыши.
Без всяких там непредвиденных происшествий,
Но адреналин чтобы через край и выше.
Ну ему оформили в агенстве путёвку,
На пару часов куда-то там в кембрий,
убить динозавра и быстро обратно,
Но только чтоб тихо и аккуратно,
Чтоб не плутать там по древним дебрям,
Не применять ни к кому грубую силу,
Ходить только по узкому такому настилу.
А он там как-то не так повернулся,
Оступился и вымазался в грязи,
Стресс, но ничего, в итоге вернулся,
А дома рассмотрел подошву вблизи,
Аж вспотел. Метнулся, надел очки -
А там в протекторе что-то застряло,
Вроде древней стрекозы или бабочки.
Вышел на улицу; всё вроде привычно, но как-то не так:
Атмосфера другая, президент мудак,
И всякие мелочи, которые не сразу в глаза бросаются:
Как если бы граммар-наци сказал, что дети - играются.
Как, знаешь, бывает в абсурдном сне:
Один момент - Джакарта, другой - Сребреница.
Вроде бы всё реально, но не вполне,
Картинка не успевает рендериться,
Будто бы всю эту явь на коленке сваяли
Какие-то двоечники-программисты.
Студенты, первокурсники-раздолбаи,
Не вдумываясь, ради зачёта чисто.
Порою, придавлен бессонницы бременем,
Я лысиной протираю наволочку
И думаю, что кто-то забрался в машину времени
И раздавил эту чёртову бабочку.
Попы решают, что за пьесы ставить в театре,
За панк-арт в тюрьму садятся девицы,
Чурки взрываются на Монмартре,
Давят фурами отдыхающих в Ницце,
В Америке на выборах Пат соревнуется с Паташоном,
Океания давно воюет с самой Океанией,
Во вчера человеческих странах бабы замотаны в капюшоны,
Толпятся в очереди на обрезание.
Закопанный камамбер, сожжённые гуси,
Пармезан запрещен, устрицы из Белоруссии,
В Донбассе кого-то наматывают на гусеницы,
Дети страдают от детских омбудсменов,
Казаки, нацгвардия, полиция мысли -
Это не может быть продиктовано здравым смыслом,
Только смертью какой-то юрской капустницы.
В огне абсурда корчатся карты и территории.
Как бы понятно, что с позиций истории
Все мы ещё при жизни давно стали пылью,
Умерло то, что ещё не взросло из семени.
Но всё равно, чувак, я нашёл бы машину времени
И лично приклеил этой бабочке крылья.
А может, этой точки не существует,
Вот так в пространственно-временном континууме
Вечную бабочку вечно прессуют
Нескончаемые разнокалиберные ботинки.
И интереса-то нет уже, только усталость.
От этой бабочки давно ничего не осталось,
Так, что-то выцветшее, сто раз издохшее,
А мы её всё растираем подошвами.
Отличный гаш, в следующий раз надо из бульбика.
Если будет ещё, то и на меня бери,
У моего дилера стафф, что дырка от бублика…
А, кстати, постой! Вспомнил автора: Брэдбери.
Ирина, 18 сентября 2016
КОНЦОВКА ПРОСТО УБИВАЕТ!
Одним словом... И грянул гром...
Дарья, 9 августа 2016
Неважно, 2 августа 2016
Екатерина, 29 июля 2016
Евгений, 16 апреля 2016
Но этот самый выдающийся - хотя может быть и не до конца оценен самим автором. А вот стругацхих (с маленькой буквы) после этого читать совсем не хочется
Mihail Gevara, 25 февраля 2016
катя, 16 февраля 2016
Валерий , 30 ноября 2015
Амина, 15 ноября 2015
Эля , 2 марта 2015
Аня, 25 июня 2014
Ольга, 1 июня 2014
Лиза, 16 марта 2014
Romich пишет что это ей задали в 7 классе
Я только в 5 мне уже задали
/пишу без точек и запятых/
прочитайте мои коментарии и ответте на вопросы
добавте кто есть в ВК
ПЛииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии ииииЗ
СОСЧИТАЕТЕ СКОЛЬКО ЗДЕСЬ и И ОТПРАВТЕ????
ОТПРАВТЕ - ЭТО ПРИКАЗ
Лиза, 16 марта 2014
А/О САФАРИ ВО ВРЕМЕНИ
ОРГАНИЗУЕМ САФАРИ В ЛЮБОЙ ГОД ПРОШЛОГО
ВЫ ВЫБИРАЕТЕ ДОБЫЧУ
МЫ ДОСТАВЛЯЕМ ВАС НА МЕСТО
ВЫ УБИВАЕТЕ ЕЕ
и
А/О СОФАРИ ВОВРЕМЕНИ
АРГАНИЗУЕМ СОФАРИ ВЛЮБОЙ ГОД ПРОШЛОГО
ВЫ ВЫБЕРАЕТЕ ДАБЫЧУ
МЫ ДАСТАВЛЯЕМ ВАС НАМЕСТО
ВЫ УБЕВАЕТЕ ЕЕ
Лиза , 16 марта 2014
Как у всех дела????
Кто есть в ВК???
Я
Меня там зовут Елизавета Малютина
Добавте
ПЛИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИ ИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИ ИИИИИИИИИИИИИИИИИИЗ
Лиза, 16 марта 2014
, 2 февраля 2014
апьотавпре, 11 января 2014
Даниил, 15 декабря 2013
Минами Ритсу, 21 ноября 2013
Хотя, с другой стороны, это ведь будет уже вчерашний новой реальности, когда что ни делай, а бабочка уже мертва
Екатерина, 6 ноября 2013
Рассказ супер!
стелла , 7 сентября 2013
....................................
Анонимус, 30 июля 2013
Нурлан Гурбанов, 9 июля 2013
katy.kracotochka@mail.ru, 25 мая 2013
Марфуга Абдуловна, 20 мая 2013
Елена, 4 мая 2013
Лена, 15 апреля 2013
Жаль что в школе приходится читать классику.
Вячеслав, 21 марта 2013
Катя, 19 марта 2013
Сергей, 18 марта 2013
Гриша, 18 марта 2013
влад, 13 марта 2013
данчик , 10 марта 2013
Маргарита Ост, 6 марта 2013
Читатель, 10 февраля 2013
Александра, 9 февраля 2013
Но в этом рассказе интересно,что же дальше,да
Марина Рутковская, 7 февраля 2013
настя, 4 февраля 2013
катя , 4 февраля 2013
ксюша , 4 февраля 2013
O.K LEGENDA, 23 января 2013
Алина, 16 января 2013
Забирова , 7 января 2013
вячеслав , 2 января 2013
я, 1 января 2013
, 4 ноября 2012
Анна, 17 октября 2012
Alexandra, 12 октября 2012
Арина, 1 сентября 2012
алена, 28 августа 2012
элина, 16 августа 2012
, 7 августа 2012
, 7 августа 2012
Слава, 27 июля 2012
Игорь, 11 июля 2012
Владимир, 27 июня 2012
Тревис своего рода судья, который следит, чтобы клиенты не наделали чего-то лишнего. Он простил схождение Эркельса с тропы, но когда они вернулись... Тревис сам же предупредил, что убьет Эркельса, если схождение с тропы будет фатальным. Эркельс безответствен, он нисколечко не понимает, чему грозят последствия его действий. И когда он осознает, что все изменилось, Гремит гром, нет - это не выстрел из ружья, в уме Эркельса - весь его внутренний мир обрушивается под тяжестью реальности, с осознанием, что одна малая ошибка оказалась роковой, о чем неоднократно предупреждал его охотник. Он становиться беспомощным ягненком перед волками - последствиями, о которых его предупреждали. Эркельс в самый последний момент понимает, что он обречен.
По сути метафора отношений человека с природой. Мир взаимосвязан и стремится к балансу. Антропогенная деятельность постоянно нарушает этот природный баланс. Если же вы считаете себя не Эркельсом, то не нарушайте правила природы. Мы часть природы и должны жить в балансе с ней, иначе экологические(вот я впервые произнес этот термин) последствия грозят адским громом с небес.
От наших действий все может зависеть. Вот например Наполеон Бонапарт был простым лейтенантом артиллерии, а в итоге стал самопровозглашенным императором, действия которого ускорили уничтожение феодальных порядков. Просто, в определенные момент, у кого-то появиться шанс изменить все, а у кого-то шанса не будет. "Поэтому невозможно сказать, удалась ли наша экспедиция, уложили ли мы зверя, вернулись ли мы - вернее, вы, мистер Экельс, - обратно живые."
Рассказ потрясающий! Мелкие недочеты сделаны, чтобы лучше передать мысль рассказа.
Ангелина, 23 июня 2012
Бабочка., 21 июня 2012
После смерти великого писателя, так и хочется крикнуть: "Люди, да вы, что? Вы серьезно полагаете, что это маленький и плохонький рассказ? " Кроме того, хочется сказать детишкам, вроде Алины: "Деточка, прочитай рассказ, не позорься".
Мэтр, спасибо тебе. Спасибо Рэй, за будущее.
Алина., 20 июня 2012
T.Oz Shakur, 16 июня 2012
Gally_L, 12 июня 2012
Значит, сперва смерть бабочки. А как изменит будущее смерть Экельса? А если Трэвиса?
Рей смеется.
Вау.
Иван, 7 июня 2012
РууС, 7 июня 2012
РууС, 7 июня 2012
Лидия, 6 июня 2012
Мока Акасия, 28 мая 2012
Илья, 17 мая 2012
Дарина, 14 мая 2012
Павел, 11 мая 2012
alfa, 11 мая 2012
Александр Поздний, 19 апреля 2012
виталий, 4 апреля 2012
анастасия, 22 марта 2012
анастасия, 21 марта 2012
Наталия, 21 марта 2012
Черных Марина, 5 марта 2012
аня.11 лет., 5 февраля 2012
поля, 1 февраля 2012
Shelter, 23 января 2012
Юлия Шина , 22 января 2012
мурка, 15 января 2012
Павел, 13 января 2012
Мурка, ещё раз: мастерство писателя в том (ну в, в том числе), чтобы суметь через одну деталь показать многое. У Брэдбери это получается великолепно. Да, рассказ написан больше полувека назад, но много ли с тех пор появилось таких же блестящих рассказчиков? Назовите мне несколько писателей, которые умеют это делать хотя бы так же хорошо, как Рэй это умел ещё в те времена.
> то привел бы хоть факты изменений
Господи, до чего же у вас в голове-то всё плохо, ребята. Канцелярит вместо живого языка ("привёл бы факты"), неспособность понять метафору, неспособность ощутить атмосферу через деталь, неспособность оценить хорошую прозу, если в ней что-то художественно подано, а не в виде списка-таблицы. Одно только можем: таращиться на экран где всё покажут прямо и доходчиво: вот здесь бабочка, а вот здесь ход истории -- хренак!
Читайте побольше классики, Мурка. Надеюсь, ещё не поздно. А может, и поздно. Мне, впрочем, не очень обидно: ещё одна девочка в кино, а не в книжном. Норма для мира 21-го века.
Мурка, 13 января 2012
Павел, 13 января 2012
В книгу, да. В такой вот пень.
Павел, 13 января 2012
В книгу, да. В такой вот пень.
Мурка, 13 января 2012
Рассказ интересный, но слишком короткий. Многое не раскрыто и не понятно. Можно было написать и рассказать более подробно. Все, что я здесь читала сказано было уже в фильме, но более масштабно и более захватывающе. Если честно фильм лучше. Чем фильм не понравился большинству людей? Тупость рассказа. Из за бабочки изменился воздух, президент и писать стали с ошибками люди. Ну прям абосраться и не жить. В фильме то хоть, что то было катастрофично. А тут какая то ерундистика с воздухом и с ошибками написанная реклама. Вот ужас то а! Какие глобальные перемены в мире произошли, о которых твердил наш герой Трэвис. Где такие катастрофы вселенского масштаба? Где? Из за чего полоумному ученому, опытному охотнику на динозавров, убивать этого несчастного Энгельса? И к тому же,
А/О САФАРИ ВО ВРЕМЕНИ
ОРГАНИЗУЕМ САФАРИ В ЛЮБОЙ ГОД ПРОШЛОГО
ВЫ ВЫБИРАЕТЕ ДОБЫЧУ
МЫ ДОСТАВЛЯЕМ ВАС НА МЕСТО
ВЫ УБИВАЕТЕ ЕЕ
Это что простите? Написано в любой год прошлого. В какой любой? Если они только охотились на динозавров. Многие здесь называют это книгой гы. Какая в пень книга? Короче большего ожидала вообщем разочарована сильно.
Александр, 20 декабря 2011
Это я так, в порыве гнева)
мзд, 28 ноября 2011
tenzor, 31 октября 2011
RSV, 16 октября 2011
сакура, 1 октября 2011
Павел, 12 сентября 2011
Я, 12 сентября 2011
Ботаник, 5 сентября 2011
Серёжка, 30 августа 2011
Мишка-кочерыжка, 26 августа 2011
Рассказ замечательный!, читал в книге из серии "Американская фантастика" т. 1, 1992 г.
ира, 22 августа 2011
ира, 22 августа 2011
особенно что по его произ-ям создают фильмы
любимыеее
я всю жизнь помнила его произведение про бабочку
но никогда не думала что его назовут по другому, замучилась искать
эффект бабочки - сразу говорю не про то
ole4ka yettiy, 22 августа 2011
ole4ka yettiy, 22 августа 2011
Лана, 14 августа 2011
, 30 июля 2011
Чи сто американский бред!!!!
Брэдбери галимый извращенец!!!!!!!!!!!!
Анастасия, 25 июля 2011
Кристина., 17 июля 2011
Лолита , 3 июля 2011
creatogen, 3 июля 2011
Подскажите, может кто знает. Откуда эта цитата:
"Возьми меня за руку и проведи через эту ночь. Чтобы я не чувствовал, что я один."
Знаю, что слова Брэдбери, но они из какого-то произведения или нет?
Alice, 2 июля 2011
Ведь эра динозавров не имеет никакой связи с эрой,в которой появился человек да и всеми организмами, потомки которых живут в настоящее время. Как известно, метеорит разрушил абсолютно все живое, и планета на определенный период времени стала безжизненной. Поэтому,даже если б и была такая машина времени, то можно было бы убивать динозавров десятками и уничтожать растения и насекомых,совершенно ничего бы не изменилось в настоящем.
тотторо, 23 мая 2011
это не научный рассказ а просто рассказ.
Кстати у Бунина есть так же серия как бы не оконченных рассказов есть и в нашем отечестве ленивые писатели!!! и как не парадоксально они самые любимые!!! вот - так.
Kate Volker, 17 мая 2011
Max, 12 мая 2011
Max, 12 мая 2011
Хотя, конечно, есть логика и в мысли о нарастании изменений в любом случае. Ибо даже простая "невыдающаяся" бабочка может дать "выдающееся" потомство или накормить собой "выдающуюся" птицу и т.д. т.п. В общем, вопрос сложный.
Max, 12 мая 2011
Jolanta, 19 апреля 2011
Давайте не будем искать в рассказах Брэдбери логику и последовательность... Наверное, это надо воспринимать образно! Автор даёт возможность читателю задуматься о чём то большем, чем химия, физика и математика... Если вас это не устраивает открывайте учебники.
Рассказ понравился. Спасибо
WOW, 15 апреля 2011
MAks, 15 марта 2011
Катька, 15 марта 2011
namer, 20 января 2011
Да на месте Тревиса любой человек, у кого есть хотя бы немножко совести, неизбежно почувствовал бы и свою долю ответственности. Но Тревиса совесть ни капельки не мучает (во всяком случае, у Брэдбери нет об этом никакого намека), в отличие, кстати, от Экельса.
Мария, 16 января 2011
Ghazebu, 28 декабря 2010
Kseniya, 11 декабря 2010
Сергей, 4 декабря 2010
Андрей Арчер, 26 ноября 2010
Top Gear, 22 ноября 2010
Берекчиян Хачатур, 19 ноября 2010
, 4 ноября 2010
Но есть рассказы Бредбери, которые мне нравятся больше: например "Ревун"
typhus, 31 октября 2010
typhus, 29 октября 2010
sg, 11 сентября 2010
ОДИН, 22 августа 2010
Дальнейший вариант развития событий - Тревис кончает с собой ибо не хочет жить в новом мире или возвращается в прошлое, пытаясь все исправить.
Короче, кто понимает менталитет американцев, тот меня поймет.
Полина, 19 августа 2010
Всеволод, 18 августа 2010
Мэв, 12 августа 2010
У всех он вызывает разные мысли, но равнодушным явно людей не оставляет. А поскольку думать - это полезно, то - молодец, Рэй Бредбери!
КУ, 3 августа 2010
- Почему такие незначительные зменения после возвращения в 2055 год?
- Да потому что это исключительно художественный прием а-ля черный юмор.
- Зачем было убивать антигероя?
- Тоже художественный прием, чтобы придать пафосной трагичности рассказу ("и грянул гром") и подтвердить народную мораль "нет пощады трусам".
настя, 18 июля 2010
Наталья, 10 июля 2010
комментарии тоже интересно было читать, свое мнение тоже выскажу.
Если не понимать все буквально, учесть символичность рассказа, станет понятно, что писатель хотел предупредить людей о последствиях любых действий для будущего. Мы, живя здесь и сейчас, тоже ведь влияем на то, что произойдет через 50 и 100, и более лет. И дело тут не только в бабочке и сохранении природы.
Дело также в том, как мы - люди, относимся друг к другу. И не просто что мы делаем друг для друга - как мы думаем друг о друге, тоже важно. Ведь мысль материальна.
Как пишет один гениальный человек: "Мысль - это поступок, часто самый важный".
И еще слышала одну фразу: "Падение лепестка розы может вызвать взрыв в дальних мирах".
Берегите друг друга!
оля, 8 июля 2010
Василий, 23 июня 2010
С чего вы взяли, что туриста убили? Это было не убийство, а самоубийство. Просто человек осознал то что уже ничего не возможноь изменить и не смог этого вынести, тут по моему все логично. Ведь изменился полностью уклад его жизни и он не смог найти бы в ней своё место.
JI0Cb, 12 июня 2010
JI0Cb, 12 июня 2010
катя, 30 апреля 2010
vitok, 21 апреля 2010
Понимаю, логика тут не совсем уместна, как отмечают многие, но все же. Почему Тревис поступает даже хуже Экельса, убивая его? Крохотная бабочка изменила вкорне ход истории, к чему же приведет убийство человека, который умер в результате вмешательства в его жизнь другого?
Почему Тревис сам рушит свои же постулаты? От жизни Экельса тоже многое зависит. Не смотря на то, что он трус и виноват в происшедшем, "паганый" Экельс влияет на ход событий так же,как и прекрасная бабочка. И еще. Никто почему-то не отметил изменение в природе человека-люди стали более жестокими. А это самое страшное последствие, которое могло произойти. Этим рассказом я поняла, что главное - не столько быть человечным по отношению к природе (хотя, это вообще важно) , сколько к Человеку как таковому , вообще- быть добрее. Возможно, автор совсем другое имел в виду, но я после убийства в конце почерпнула для себя это.
vitok, 21 апреля 2010
Dead_Worm, 18 апреля 2010
1) Умерла бабочка.
2) Эта бабочка не опылила цветок.
3) Цветок не дал семян, в следствие чего поколения этого его не выросли.
4) Как известно, растения играют огромную роль в обмене газов в природе. Нет растений - обмен газов не идет, состав воздуха меняется.
По-моему, все логично.
Dead_Worm, 18 апреля 2010
maso, 16 апреля 2010
Жека, 12 апреля 2010
Валерия, 6 апреля 2010
Недавно прочитала "451 градусов по Фаренгейту". Впечатлений масса. Могу сказать, что произведение немного угнетающее. Но для людей, которые любят подробности в отношении личности, очень подойдет...
В общем творчество автора меня лично очень привлекает...Единственное, повторюсь, это некоторое присутствие негатива на протяжении всех произведений.
Но в любом случае, Бредбери замечательный фантаст.
ирина, 25 марта 2010
Молиа, 18 марта 2010
Рей Брэдбери, писатель-фантаст и я думаю его рассказы удались!
Кирилл, 16 марта 2010
анна, 4 марта 2010
, 19 февраля 2010
ирина, 7 февраля 2010
Ден из Пензы, 21 января 2010
Татьяна, 21 января 2010
Просто нет слов.
fjfb, 20 января 2010
Тинка, 14 января 2010
Лёсенька, 26 декабря 2009
Straw, 13 ноября 2009
Allexxic, 9 октября 2009
Его Сиятельство, 21 августа 2009
Йцукен, 19 августа 2009
1. Герой, что бы он ни натворил, всегда может вернуться в момент времени, предшествовавший катастрофе (уничтожению бабочки), и исправить ситуацию. В рамках этого рассказа ему НИЧТО не может помешать это сделать. Это самая очевидная и простая неточность. По логике Брэдбери двойка.
2. Брэдбери зачем-то непременно нужно было убить героя в конце рассказа, хотя у этого убийства отсутствует реальный мотив. Более того, если учесть все детали, то это убийство довольно оригинальным образом подтверждает вышеприведенный тезис 1. А именно, пристрелив героя, Трэвис, чтобы не внести изменений в ход истории, непременно должен был бы поступить с Экельсом так, как он это делал в случае с динозаврами. Т.е., чтобы еще раз не напортачить со временем, за пару минут до гибели Экельса - от его самого, Трэвиса, выстрела - убить его снова. И так бесконечное количество раз, отодвигаясь все дальше во времени, вплоть до описанных событий сафари, которые, являясь для героя событиями его личного настоящего, одновременно были частью прошлого, в котором он даже еще не родился. ))
А если без шуток, путешествие во времени вообще не может быть описано адекватно. Это так по той простой причине, что такое путешествие не может быть произведено посредством какого бы то ни было "перемещения", поскольку "перемещение" - термин, характеризующий не время, а пространство.
Vi, 14 августа 2009
Люди, смысол не в том что надо беречь природу, а в том что что самая малость может привести к катастрофическим изменениям....
Какое-то не досказанное слово, или наборот, лишнее... А Бредбери ГЕНИАЛЕН!!! Как ни крути....
Lux, 14 августа 2009
Научная фантастика должна быть НАУЧНОЙ!!!
Goner, 1 августа 2009
Мечта, 16 июля 2009
это же фантастика. Великолепная, Гениальная, Шикарная, Невозможная... Это же ФАН-ТАС-ТИ-КА!!! Она создана для того чтоб быть не до конца понятной, оставлять мысли у людей, сомнения... Именно поэтому я обожаю этого автора и его произведения. Я не ищу ошибки, потому что если начать разбирать рассказы не останется той тайны и загадки, которая притягивает и интригует. Если вам нравится читать, то читайте! Критикуют критики. Давайте не загружать мозг подобными вопросами, а просто наслаждаться.
"Зачем искать пятна, на греющем тебя солнце?"
irji_23, 16 июля 2009
То же самое делается сейчас теми, кто разрушает нашу экологию по той же самой причине. Потом, вероятно, так же как в этом рассказе будут искать "виноватых".
Железный Ганс, 17 июня 2009
Евгений, 29 мая 2009
Русланчик, 24 мая 2009
да ,соглашусь,Брэдбери - фантаст от бога....
жаль нет таких сейчас......
так сказать английская фантастическая классика жанра......мне оч даже понравилось!:-)))
Olga, 24 мая 2009
caesar, 19 мая 2009
[-DAR]{-], 23 марта 2009
Ярик, 11 марта 2009
Просто нужно помнить, что все действия имеют последствия. И никакая машина не может это исправить.
Стиви G, 5 марта 2009
Павел, 28 февраля 2009
Вася, 12 февраля 2009
Мак, 25 января 2009
Кос, 14 января 2009
Один из Алексеев, 15 декабря 2008
dima, 8 декабря 2008
игорь, 12 ноября 2008
alex, 10 ноября 2008
Катюха, 8 ноября 2008
А рассказ реально захватывающий, и всего несколько страниц!
Олег, 26 октября 2008
Зинаида, 1 октября 2008
Его Сиятельство, 27 сентября 2008
Как и в книге, герой фильма возвращаясь в прошлое и изменяя чуть его, по возвращению, не узнаёт его совершенно. По-моему параллель ясна до боли
Maya, 19 августа 2008
i don''t see any paralels with the film : "buterfly Effect"
Ценитель фантастики, 16 августа 2008
Его Сиятельство, 13 августа 2008
Кларисса Маклеллан, 5 августа 2008
кира, 31 июля 2008
Сергей, 28 июля 2008
Хохол, 25 июля 2008
кенни, 30 июня 2008
Дятел, 24 июня 2008
Физик, 20 июня 2008
если вы не нашли связь бабочки с президентом ето ище не означаэт что связи нельзя найти(Вы расмотрели все возможные сценарии за милионы лет?).
Могу сказать што в современной науке есть много явлений результат которых не предсказуемы как раз за счет таких "бабочек"(см. теория хаоса,ефект бабочки).
Лилия Аксенова, 19 июня 2008
Па Ха, 7 июня 2008
Элайя, 6 июня 2008
Элайя, 6 июня 2008
ЛюмеН, 5 июня 2008
Romich, 29 мая 2008
ведь на самом деле рассказ носит поучающий характер.
1-е явное поучение это надо беречь природу для потомков.
2-е скрытое поучение это нельзя быть трусом и паниковать.
(Экельс запаниковал...)
нельзя всегда думать логически.
Нюшка, 27 мая 2008
Smailikova, 27 мая 2008
Перечитала раз, два, три и наверно запомнила почти все детали, и теперь когда говорю О рее Бредбери, говорю именно об этом рассказе.
Сильно.
Romich, 27 мая 2008
Рассказ СУПЕР тут сейчас наверное 20 однокласников сидят и читают)))
..........................................
я про объявления в начале и в конце не понял:
"А/О САФАРИ ВО ВРЕМЕНИ
ОРГАНИЗУЕМ САФАРИ В ЛЮБОЙ ГОД ПРОШЛОГО
ВЫ ВЫБИРАЕТЕ ДОБЫЧУ
МЫ ДОСТАВЛЯЕМ ВАС НА МЕСТО
ВЫ УБИВАЕТЕ ЕЁ"
"А/О СОФАРИ ВОВРЕМЕНИ
АРГАНИЗУЕМ СОФАРИ ВЛЮБОЙ ГОД ПРОШЛОГО
ВЫ ВЫБЕРАЕТЕ ДАБЫЧУ
МЫ ДАСТАВЛЯЕМ ВАС НАМЕСТО
ВЫ УБЕВАЕТЕ ЕЕ"
сравните написание...
или люди ещё и потупели из-за одной бабочки.
(и учителя по русскому не родились))))
samxxx, 22 мая 2008
Хром, 21 мая 2008
Ни сКаЗу=), 21 мая 2008
Сергей, 19 мая 2008
Элайя, 19 мая 2008
Па Ха, 19 мая 2008
? :)
Па Ха, 19 мая 2008
Нюшка, 19 мая 2008
Не знаю, стала бы я думать об этом сама, но рассказ прочитала первый раз лет в 11, так что это было действительно открытие. А вообще, как я понимаю, эта проблема изменяемости времени по любой малозначимой причине начала разрабатываться в 20 веке, после появления теории относительности и теории возможных миров. Понятно, что теперь практически каждый человек на определённом жизненном этапе задумывается о таких вещах. Но это не значит, что мы допёрли своим умом (мы б тогда были гениями), а просто использовали опыт человечества. Для этого необходима была разработка теории в научной и художественной литературе, и Брэдбери показал её очень наглядно. Этот рассказ приводят в пример даже на лекциях по философии преподаватели, которые не увлекаются Брэдбери в целом. Конечно, спустя полвека, всё это кажется само собой разумеющимся.
Но и сейчас мы можем с удовольствием читать "И грянул гром", потому что, в конце концов, это просто хороший рассказ. :)
Надя, 18 мая 2008
celticfrost, 13 мая 2008
ПС. Длинному посту о невозможности изменеия состава воздуха: могли произойти изменения в индустрии, что привело к загрязнению окружающей среды иным образом, например.
АнтиРБ, 13 мая 2008
Жизни лишают не того, кто организовывал эти турне, а одного из незадачливых туристов.
Причем умертвление недотепы выглядит как
справедливое возмездие.
Вобщем "Смотри под ноги и береги природу, МАТЬ ТВОЮ!!!".
Теперь, никогда не проголосую за "зеленых" за бабочку лишат жизни Человека.
tatiana , 20 апреля 2008
Мой совет - если вы никогда не читали Бредбери, не начинайте с рассказов, возьмите роман - он легче воспринимается. и почитайте биографию писателя, его цитаты...тогда все станет намного проще и понятнее.
19*59, 17 апреля 2008
Но попробуйте задуматься на секунду о том,что каждый писатель -в первую очередь человек,со своими мечтами,иллюзиями,радостями,потерями,разочарованиями.И -перечитайте снова "Марсианские хроники" .....или рассказы А.Грина(а потом,только потом-его биографию).С уважением,однако,ко всем высказанным мнениям.
Сергей, 17 апреля 2008
Павел, 17 апреля 2008
"Кто знает? Кто возьмется предугадать? Мы не знаем - только гадаем." Автор не знает. Вы не знаете. Мы не знаем.
Если вы додумываете что-либо сами и спорите с этим, то вы спорите с собой. И доказываете несостоятельность собственных заключений.
А главное, исследования логической стройности были бы более уместны для научной работы. В художественном же произведении смысл иной.
Д-К, 16 апреля 2008
, 16 апреля 2008
Виолетта, 13 апреля 2008
Я только не поняла, Тревис все таки убил Эксли?
Мне кажется, что дело здесь в том, что как можно бережнее и заботливее относиться к природе и друг к другу.
......скоро майские праздники, и многие пойдут в лес на шашлыки.....Как может повлиять одна выброшенная и не донессеная до помойки БУТЫЛКА в течение недели-месяца при сухой погоде без дождей? или не до конца затушенный костер?.........
Enelar, 7 апреля 2008
Вот только у меня вопрос, что он хотел добиться выстрелом?
Хром, 5 апреля 2008
Энджи, 3 апреля 2008
Но, как я уже говорила, я очень люблю творчество Брэдбери, и данный рассказ, хоть и разочаровал меня немножко, не перечеркнет все прекрасные впечатления от других произведений.
2055, 1 апреля 2008
Мысли Экельса смещались. Не может быть, чтобы она что-то изменила. Мертвая бабочка - и такие последствия? Невозможно!
Экельс застонал. Он упал на колени. Дрожащие пальцы протянулись к золотистой бабочке.
- Неужели нельзя, - молил он весь мир, себя, служащего, Машину, - вернуть ее туда, оживить ее? Неужели нельзя начать все сначала? Может быть..."
просто понимать мало. это нужно ПОЧУВСТВОВАТЬ...
Игорь, 29 марта 2008
Па Ха, 26 марта 2008
Па Ха, 26 марта 2008
Энджи, 26 марта 2008
И не надо про "ты не понимаешь". Я все очень хорошо понимаю, но последовательность лишней не бывает.
Бородатый_Мужик, 23 марта 2008
nameless, 12 марта 2008
на счет парадоксов тут многие говорили и они все правы, но недостаточно.
во- первых это всем известно и не надо проявлять свои скудные познания в области физики. Есть уйма людей которые занимаются этими вопросами всю свою жизнь и мягко говоря вы со своей логикой не дотягиваете, но я с вами во многом согласен.
На счет изменений в будущем- в этом то и есть вся суть "Эффекта бабочки" малейшее действие во времени или в пространстве может привести к глобальным и необратимым изменениям в совершенно другом месте и времени.
На счет фильма очень мягко говоря фильм очень плох. не говорю уж о всех нарушенных законах физики, так в фильме вообще не прослеживается сюжет хоть както похожий на произведение Рэя Бредбери (мне кажется что режисер вообще не читал рассказа)
Разница фильма от рассказа в том что Рэй Бредбери смог так умело показать всю картину что даже не хочется думать о парадоксах, просто поражает мастерство. Ну а фильм... не смеясь его смотреть не возможно.
И вообще мне нравится этот рассказ из-за своей драмматичности из-за того непреодолимого чувства обреченности и неизбежности.
... Нет ну все таки как написано!
Па Ха, 26 февраля 2008
Игорянский, 6 февраля 2008
2055, 31 января 2008
вы считаете, что суть в логике с физикой? и что быть такого не может?
либо вы впервые прочли Брэдбери, либо вы действительно не понимаете. конечно, такое в принципе невозможно. но ведь смысл, на мой взгляд, не в том, что воздух стал другим или президент поменялся. это не так важно.
прочтите еще раз. внимательно. и, стараясь не проявлять свои интеллектуальные способности, подумайте о том, что Рей Брэдбери говорит нам в своих произведениях. и не нужно, прошу вас, говорить, что и как должно быть: в таком случае - творите сами, если сумеете.
благодарю
Лена С., 31 января 2008
Во-первых, хочу сказать что в этом рассказе замкнутого круга нет и быть не может и есть нектороые логичные неточности... В чём неточность. Экельс наступив на бабочку в прошлом никак как бы того он не хотел бы не может и не смог бы повлиять на некоторые факты... то что сменился президент, химический состав воздуха и т.п. это несколько вещей, которые от смерти бабочки, а точнее её исчезновения за n ое количество тысячелетий от этого никак не зависят... по крайней мере логично то, что от смерти одной бабочки могла погибунть целая популяция бабочек, вымерло бы столько то тигров и людей потом и т.д. и тд. и тд... но разве что это, но при чём тут другой президент США и состав воздуха? из-за бабочки? это абсолютно аллогично и я не понимаю...
Другое... логичнее всего то, что было сказано в рассказе про изменения с популяциями, цивилизациями и т.п. но как сказал читатель Джо, эти изменения в прошлом, отсутствие бабочки, ибо смерть её была бы тогда лишь в том случае очевидна, если бы её труп там же и остался, на том же месте и в том же времени... а так это просто исчезновение, эти изменения не могли и не могут повлиять на появление в мире и во времени Экельса, изобретателя самой машины и т.п.
И знаете почему? Потому что по логике рассказа получается, что Экельс убив эту несчастную бабочку столько то тысячелетий назад получается должен был убить все и вся!! И поэтому экспедиции просто некуда было бы возвращаться... в пустыню и то это лишь в лучшем случае... вспомните то о чём говорил Тревис, про мышь и последствия её гибели... в его речи получается что должно погибнуть всё!? а тут... что там, ерунда, сменился лишь состав воздуха и то, это по его личным ощущениям Экельса и это далеко не проверенный и недоказанный факт! и президень на деспота и и тирана сменился... и что? и это всё? всего лишь? а где же эти глобальные смертоносные изменения, где целые цивилизации погибают?
И скажите мне пожалуйста вот ещё что... какой даже в этом аллогизме событий смысл, потом по возвращению, убивать Экельса когда необратимые последствия уже произошли? что это могло и должно было изменить в будущем по мнению Тревиса и х там всех? Мне лично непонятно... больше того что он сделал он бы вряд ли ещё натворил...
Также... а как же те изменения просто от перемещений во времени? Как же то, что уже самим перемещением они нарушили целостность временной ткани? Что уже своим бытием в другом времени, не своём времени, они уже многое нарушили? Ведь все эти их предосторожности, всё это конечно хорошо, замечательно и очень нужно, но разве они могли как-то изменить уже факт только своего пребывания в прошлом? Ведь это уже последствия что они были там, физически, контакт со средой сейчас я об этом не говорю... это квантовая физика... положение и взаимодействие тела в пространстве и времени, стыковка атомов... любое даже просто механическое движение тел, смещение воздушных потоков, красная краска на животных... в общем, многое, но это основное... разве это уже не губительно для истории? Так при чём тут бабочка тогда? Что на ней всё кончается и с неё всё начинается? Да бред это... начнём отсчёт с их просто присутствия там... вне своего времени... они вошли в ткань того времени, как инородное... в общем хаос... и между прочем встреча с двойниками не является аллогичной и парадоксальным, ибо они вмешались в дела времени, это можно сравнить с зеркальным отражением в чём-то...
На самом то деле Брэдбери своим уникальным и замечательным лаконизмом слишком о многом несправедлио умалчивает в рассказе...
Напоминает Герберта Уеллса... машину времени свою он написал ещё в середине 19того века... идея стара, но интерпретации и новые варианты старого о главном, безусловно, интересно во все времена...
Могу допустить ещё другой вариант... что всё именно так и должно было произойти ибо было неизбежным, отсюда все изменения созданные Экельсом являются логичными, допустимыми и более того эти события должны были произойти, в этом баланс и гармония бытия... неизбежность, теория хаоса. Поэтому Экельс не виновен, правда лишь в этом случае...
Джо, 30 января 2008
Рыжий ангел, 28 января 2008
Billie, 21 января 2008
Александра, 15 января 2008
Масенька, 10 января 2008
Мария, 9 января 2008
изменить!!!
Дафна, 9 января 2008
Ирина, 4 января 2008
walerjanka, 4 января 2008
SAP-r3, 27 декабря 2007
просто погрузилась в это чудо.
думала, что это целая книга, а оказалось рассказ.
но так даже лучше :]
Роман, 25 декабря 2007
Manchester, 24 декабря 2007
Марина89, 22 декабря 2007
Роман, 21 декабря 2007
EVOplay, 20 декабря 2007
Mrak, 14 ноября 2007
Раздави бабочку, измени мир…
А когда Экельс раздавил бабочку, когда сам сошел с тропы или когда пули вытаскивал? Но даже если не придираться к таким мелочам. Кто сказал, что этот мир правилен, кто сказал, что это эталон. Или концовка одна и мы должны ее обязательно достичь? Или реальная там, где мне хорошо, там где мой президент?
, 13 ноября 2007
, 13 ноября 2007
mabell, 8 ноября 2007
Serj437, 30 октября 2007
Cool_Girl_Vikky, 27 октября 2007
РА, 26 октября 2007
Jaff, 17 октября 2007
А про Время... Есть тоже рассказ, не помню чей - прочёл в сборнике, про 3 линии развития событий. И независимо от действий определённых людей, один человек, от которого в будущем много зависит, погибает. Как бы они не старались...
the happy fish, 9 октября 2007
Поклонник, 29 сентября 2007
Что же касается оригинала (самого рассказа), красота заключается в трагичности и необратимости!
SteveGOLD, 20 августа 2007
FreeLancer, 17 августа 2007
Insane, 22 июля 2007
Mixa, 19 июля 2007
Кстати есть еще один расказ как называеться и кто написал не помню но идея та же: в конце мужик расказывает, что путешествие во времени ничем не может изменить ход истории, ну и вконце люди были жидкими))
Аня Городенцева., 1 июля 2007
Сама идея очень нравится, что мы все вместе безграничная цепочка.и каждое наше действие, может изменить ход событий.
Анна, 8 июня 2007
Fahrenheit, 17 мая 2007
doctorstal, 9 мая 2007
А вобще - сама идея красивая.
tandser, 18 апреля 2007
Саше, 7 апреля 2007
Лана, 2 апреля 2007
Ленка, 28 марта 2007
Lord of light, 26 марта 2007
Karina, 10 марта 2007
Маша4ка, 7 марта 2007
Аслан Грозный, 25 февраля 2007
Мастер, 11 февраля 2007
Аиканаро, 29 января 2007
Cat, 17 января 2007
Дмитрий Чуриков, 31 декабря 2006
НЦ, 15 декабря 2006
Это гениально.
ZeneQ, 4 декабря 2006
puma, 27 ноября 2006
Soul Killer, 23 ноября 2006
Abdulla, Tashkent, 15 ноября 2006
Md, 14 ноября 2006
Наката, 14 ноября 2006
Роман, 10 ноября 2006
Виктор, 27 октября 2006
Владимир, 16 октября 2006
Но рассказ-великий
И философский.
Ян, 1 октября 2006
Как и фильм так и книга сделаны мастерски.
Всем любителям Бредбери или просто фатастики советую!!!!
Артем, 31 августа 2006
Написать отзыв
Подписаться на отзывы
Е-mail
Поставьте сссылку на этот рассказ: http://raybradbury.ru/library/story/52/8/1/
карина любимова, 16 мая 2024