Рассказ «Вельд»: Краткое содержание и школьные сочинения

Версия для печати


Краткое содержание (1 минута чтения)

Супруги Хедли (Джордж и Лидия) купили современный, технологичный дом “Всё для счастья” за 30 тысяч долларов. Дом делает для них всё: готовит еду, стирает, убирается, завязывает шнурки, развлекает их детей.

Почти половину стоимости дома (14 тысяч) отдали за детскую комнату для десятилетних Питера и Венди. “Дети должны получать всё самое лучшее,” - заявил Джордж. Стоит представить сцену из любимого мультика или красивый уголок природы - и комната создаст трёхмерную проекцию этого места, как будто ты действительно находишься там.

Однажды Лидия позвала мужа проверить детскую комнату. Её стало нервировать, что каждый раз там появляется африканский вельд и кровожадные львы, угрожающе направляющиеся в её сторону. Львы и запах крови были такие реалистичные, что супруги выбежали из комнаты.

Дети не признаются, что в комнате постоянный вельд. Недавно отец не пустил их лететь на ракете в Нью-Йорк, и отношения с детьми испортились. Джордж пригласил психолога Девида Макклина. Тот объяснил, что родители сначала избаловали детей, а потом начали всё запрещать, вот дети и недовольны.

Родители не знают, чем себя занять в новом доме. Джордж стал чаще пить и курить. Супруги находят в детской комнате окровавленный бумажник Джорджа и шарф Лидии. Они решают запереть дом и уехать на каникулы, чтобы делать всё самим: готовить, стирать и т.п. Дети стали кричать, чтобы не убивали их комнату. “Хоть бы ты умер!” - говорит Питер отцу.

Отец разрешил включить комнату последний раз на одну минутку. Дети побежали туда и стали звать родителей. А когда родители зашли, за ними захлопнулась дверь. Они очутились наедине со львами и только теперь поняли, чьи крики иногда раздавались из детской: это были их собственные голоса.

Пришёл Девид Макклин и увидел, как львы что-то терзают. Дети улыбнулись ему, сказали, что родители скоро придут, и предложили чашечку чаю.

Наводящие вопросы в помощь для сочинений и устных ответов

В каком ещё знаменитом литературном произведении встречаются имена Питер и Венди. Что это может означать?

Представьте, что у вас есть такая комната, в которой можно создавать свои миры на любой вкус. В мире какой книги, фильма, мультфильма вы хотели бы побывать? Как вы думаете, в какой обстановке вы бы чаще всего играли с братом/сестрой или с друзьями? А какая обстановка подойдёт для выполнения домашних заданий? А в каком окружении вы могли бы уснуть вечером?

Посмотрите в толковом словаре, что значит слово “вельд”. Почему рассказ о будущем, о современных технологиях, о взаимоотношениях детей и родителей назван именно так?

Какие эмоции вызвал у вас рассказ “Вельд”?

Как вы думаете, почему рассказ закончился именно так?

Как вы представляете, почему в конце запрограммированные львы смогли ожить?

Правильно ли поступили родители, когда решили отключить комнату?

Кто кажется вам более виноватым в случившемся: капризные дети или непутёвые родители?

Представьте себя на месте Питера и Венди. Родители тревожатся, что вы слишком много времени проводите в виртуальном мире. Как можно решить эту проблему мирным путём? Как договориться с родителями, чтобы они не отключали ваши гаджеты?

А теперь представьте себя на месте супругов Хедли. Ваши дети отдалились от вас и чересчур увлеклись жестокими играми, которые могут быть опасными. Вы переживаете за них. Что бы вы сделали, чтобы оградить детей от возможной опасности? Как завоевать доверие подрастающих детей, как поговорить с ними по душам, чтобы они не отмахнулись?

Почему родители чувствовали себя ненужными в новом доме?

Представьте, что современный дом делает домашние дела за вас: готовит, прибирается, стирает и так далее. У вас появилось много свободного времени. Чем бы вы его заняли?

Почему Питер и Венди отрицают, что в детской постоянная Африка? Верите ли вы им?

Почему детям комната стала важнее родителей?

Почему дети и родители стали воспринимать комнату живой, приписывать ей разум и эмоции? Найдите эти слова в тексте рассказа.

Почему дети перестали слушаться родителей, стали капризничать, остро реагировать на запреты?

Было ли вам страшно читать рассказ “Вельд”? Прониклись ли вы страхом супругов Хедли? Найдите в тексте слова, при помощи которых автор нагнетает обстановку, делает её пугающей, заставляет заподозрить неладное.

Почему вельд показан таким неприятным? Ведь это просто африканская равнина со своими особенностями. Как вы думаете, почему писатель выбрал образ именно вельда, а не гор или джунглей?

Перечитайте советы психолога, которые он даёт взрослым. Согласны ли вы с его словами? Или, может, с какими-то согласны, а с какими-то нет?

Почему дети так остро отреагировали на идею “сменить обстановку” и уехать на время из технологичного дома?

Тип умного дома назывался “Всё для счастья”. Почему же семья Хедли не стала счастливой в доме мечты? Чего им не хватало для счастья?

Как вы считаете, что делает человека счастливым? Например, что делает счастливым вас?

Сочинение

Почему гаджеты заменяют родителей и как этого избежать

Рассказ Рэя Брэдбери “Вельд” пугает жестокой концовкой и реализмом происходящего. Ведь и на самом деле современные дети могут устроить истерику, если у них забрать любимый планшет или отключить интернет.

Несколько лет назад психологи проводили эксперимент, предложив подросткам 8 часов обходиться без гаджетов; в результате им было очень трудно, скучно, тревожно - и почти никто не смог продержаться до конца эксперимента. Сейчас мало кто умеет просто побыть наедине с самим собой, люди привыкли, что их постоянно развлекает техника: фильмы, музыка, игры и т.д. Удивительно, как Брэдбери предугадал это в рассказе “Вельд”, написанном в 1950 году.

Журналисты периодически пишут о самоубийствах подростков, у которых родители забрали игровую приставку или смартфон, об убийствах ради электронных новинок, об уходе из жизни после проигрыша в компьютерной игре. Очень страшно, когда человек ставит гаджет выше человеческой жизни. Ведь таких гаджетов миллионы сошли с конвейера, а каждый человек уникален и неповторим, и вернуть его никак нельзя. Страшно, когда человек ценит воображаемые приключения в виртуальном мире больше реальной жизни.

“Вельд” Рэя Брэдбери - это рассказ о зависимости от технических устройств. Думаю, многие из нас испытывали это на себе. Когда дома отключают электричество из-за ремонтных работ - то сразу нечем заняться: фильм не посмотришь, музыку не послушаешь, с друзьями онлайн не пообщаешься, информацию для подготовки к урокам не найдешь, не постираешь на машинке и не пропылесосишь. Отдых, уроки, домашние дела - всё стопорится. Вот насколько мы привыкли к помощи техники.

И не только дети, подростки, но и взрослые тоже зависимы от техники. Ведь дети повторяют за родителями. Если мама постоянно отвлекается на телефон, если папа предпочитает играть на компьютере, а не в детские игры со своим малышом, - то ребёнок смотрит на них и видит, что компьютер интереснее. Интереснее живого общения, интереснее того, что происходит здесь и сейчас. Конечно, ему тоже хочется того, что его родители так ценят. Такие родители вроде бы дали жизнь новому человеку, но не показали ему красоту и разнообразие этой жизни, то есть полноценной жизни его лишили. В результате ребёнок не знает, что хорошего есть в жизни, за что стоит её ценить. Его шкала ценностей оказывается смещена, вот почему он может отдать жизнь или пожертвовать жизнью другого ради технической новинки.

В рассказе “Вельд” мы видим истоки этой проблемы: родители не общаются со своими детьми, не играют вместе, не разговаривают по душам. Они откупились от них очень дорогой и ультрасовременной комнатой. Перепоручили воспитание технической новинке. Неудивительно, что она заняла место родителей в сердцах детей. “Детская для них - всё”, - признаёт Джордж.

Приглашённый психолог Девид Макклин говорит об инфантильности супругов Хедли: “Да если завтра на кухне что-нибудь поломается, вы же с голоду помрёте. Не сумеете сами яйца разбить!”. У взрослых в этом рассказе тоже зависимость от техники, как и у детей. И мне кажется, основная проблема не в том, что они не умеют самостоятельно выполнять работу по дому, а в том, что они не умеют самостоятельно отдыхать. Как они представляют себе “свободу” от технически оснащённого дома: самостоятельно убираться, готовить и штопать носки? Не удивительно, что им самим такая свобода не кажется соблазнительной.

Люди веками и тысячелетиями изобретали способы облегчить себе ежедневный труд: например, для стирки сначала использовали камни, потом стали делать специальные ребристые стиральные доски, потом изобрели стиральную машину и стали её совершенствовать. И теперь мы радуемся, что на стирку не нужно тратить много сил и времени, можно их потратить на что-то другое. Было бы странно, если бы мы сокрушались, что стиральная машинка отобрала у нас возможность для самовыражения.

У супругов Хедли нет ничего, ради чего стоит освобождать своё время. Им не нужно готовить и стирать, но больше им совершенно нечем заняться. Лидия говорит о себе: “Возможно, у меня слишком мало дела. Возможно, осталось слишком много времени для размышлений”. Лидия говорит о Джордже: “У тебя такой вид, словно и ты не знаешь, куда себя деть в этом доме. Куришь немного больше обычного каждое утро, выпиваешь немного больше обычного по вечерам”. И это единственные развлечения, которые приходят им в голову? Отравлять себя?

На самом деле это распространённая современная проблема: неумение отдыхать. Когда человек получает свободное время - он не знает, что с ним делать. Не умеет развлекать сам себя без спасительных гаджетов. Мне кажется, это проблема неинтересных, поверхностных людей. Им настолько скучно оставаться наедине с собой, настолько страшно видеть пустоту внутри себя, что уж лучше работать, штопать и прибираться - зато точно знаешь, что нужно делать, зато занят и чувствуешь себя нужным.

Я думаю, что умному человеку всегда интересно с самим собой и у него есть разнообразные интересы, для которых не обязательно нужны экраны электронных устройств. Можно читать книги, рисовать, писать стихи, заниматься спортом, освоить музыкальный инструмент или выбрать себе любое другое хобби. Можно чаще встречаться с друзьями, ходить на выставки, разводить цветы. Можно освоить профессию мечты и вообще делать всё то, на что обычно не хватает времени в повседневной рутине. По-моему, обычно наоборот: так много всего хочется сделать, да столько времени нет. Той же самой готовкой можно заниматься, но более творчески: освоить новый интересный рецепт, приготовить десерт для любимых людей, поручив скучное приготовление основного блюда услужливому роботу.

Пожалуй, это единственный разумный выход из конфликта поколений: не отмахиваться от всего нового, а попытаться понять, что нравится современным детям и почему. Попытаться взглянуть на мир глазами своих детей, встать на их сторону, а не становиться их врагами. Принять то, что у разных людей разные вкусы, даже сами взрослые все разные: один любит читать, другой - смотреть телевизор, третий - заниматься спортом и так далее. Дети тоже не обязаны повторять увлечения своих родителей. Тем более, что мир постепенно меняется.

Мой дедушка рассказывал мне, что ему запрещали читать книги ночью с фонариком под одеялом, потому что испортит зрение. Мой папа говорил, что взрослые ругали их за игру в футбол, потому что она глупая и бесполезная. Теперь те поколения выросли и были бы рады, если бы их дети много читали (развитие для мозга) и играли в футбол (спорт на свежем воздухе), потому что они сами так делали. Но дети увлекаются уже чем-то новым: например, компьютерными играми. А когда вырастут - их внуки будут увлекаться чем-то ещё более новым, а дедушки и бабушки будут ворчать, что компьютерные игры развивали мозг и реакцию, и вообще были душевные.

На самом деле, я преувеличиваю, и сейчас тоже есть немало детей, которые любят читать и играть в футбол. Это понятно нашим родителям, поэтому они одобряют такие увлечения, а всё непонятное вызывает недоверие. Вот поэтому я и считаю, что нужно попытаться понять интересы ребёнка, и тогда неизвестное станет знакомым и нестрашным.

Например, часто можно услышать от взрослых, что книги про Гарри Поттера - просто глупая сказка, которая стала модной. Чаще всего так говорят те, кто даже не пробовал их читать. Ведь книги Роулинг вдохновляют читателей сочинять свои истории, рисовать картинки по этому сказочному миру, создавать собственные фильмы и так далее - значит, что-то в них есть. Что-то вдохновляющее, помогающее раскрыть в себе новые таланты, а это же хорошо. Я думаю, даже если взрослый не станет почитателем “Гарри Поттера”, то как минимум можно потрудиться и прочитать, чем интересуется его ребёнок. Он уже будет знать сюжет, героев и их переживания; обсуждения этой книги станут ему понятны и не будут раздражать. И пусть его мнение не будет восторженным, но зато будет аргументированным: он сможет объяснить, что именно ему не понравилось. Это нормально: всем нравятся разные книги. А иначе получается нечестно: как говорится, “не читал, но осуждаю”.

Ещё один пример. Маме одного моего друга никогда не нравились динозавры, по той же причине, по которой не нравились взрослым львы в рассказе “Вельд”: они кровожадные и жестокие, часто изображаются с кусками мяса в зубах и не вызывают симпатий. Но моему другу динозавры нравятся, и он смог увлечь ими маму. Во-первых, не все они хищники, а много и травоядных. Во-вторых, они очень разные и по строению, и по повадкам. Например, существовали майазавры, что в переводе означает “ящер - хорошая мать”, так вот они даже заботились о своём потомстве и строили гнёзда. Когда знакомишься с динозаврами поближе - становится понятно, насколько они интересные. Теперь мой друг вместе с мамой вместе смотрят передачи по палеонтологии.

Вот и супругам Хедли, я считаю, нужно было больше общаться со своими детьми. Они бы лучше узнали Питера и Венди, и их увлечения бы уже не вызывали недоверия. Они могли разделить эти увлечения, играя в комнате все вместе, делясь воображаемыми мирами своего детства и создавая совершенно новые. Не отключать автоматического художника в надежде, что сын сам начнёт учиться рисовать, а взяться за кисти и краски всем вместе, увлечься самим и увлечь детей, открыть для себя радость творчества. Не просто отбирать, запрещать - а предложить более интересную альтернативу, чтобы детям самим не хотелось сидеть целыми днями в четырёх стенах. Вот на что действительно стоило потратить время и силы, освободившиеся от домашних дел.

Если быть более чутким к своим близким, больше общаться, интересоваться их увлечениями, разделять горе и радость, тогда мы не будем друг для друга пустым местом, даже менее значимым, чем электронная игрушка. И от этого выиграем мы все, ведь дружеское общение духовно обогащает, морально поддерживает, позволяет увидеть красоту мира глазами своего собеседника - и притом вовсе не мешает вместе радоваться новинкам техники.

Сочинение

Когда воображаемые львы становятся реальной угрозой? (Как вы понимаете финал рассказа Рэя Брэдбери “Вельд”.)

Финал рассказа Рэя Брэдбери “Вельд” шокирует: автор показывает нам жестокость маленьких детей, которые хладнокровно убили своих родителей и совершенно об этом не переживают. Однако я надеюсь, что чудовищная концовка рассказа - это скорее метафора, чем реальные события.

Супруги Хедли баловали детей и всё им позволяли, потом увидели, что воспитание движется куда-то не туда - и стали “закручивать гайки”, как выразился психолог Девид, но уже поздно: “Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей. Теперь вы хотите её запереть. Неудивительно, что здесь появилась ненависть”. В результате родители словно умерли для этих детей: настолько они стали неважны и нелюбимы.

Тогда как родители, я думаю, любили своих детей. Они не жалели для них самого лучшего, всё покупали, всё позволяли. Да, они оказались неумелыми воспитателями и не слишком чуткими людьми, но не убивать же за такое. Я понимаю, что на эмоциях мальчик мог крикнуть папе “Хоть бы ты умер!” и даже, как говорится, в состоянии аффекта “скормить” родителей комнате. Но потом сидеть и спокойно пить чай? Мне кажется, в десять лет уже пора понимать, что родители - это единственные люди, которые о тебе заботятся. А лишившись мамы и папы, детишки сразу же отправятся в детский дом и больше никогда не увидят родных электронных стен.

Всё-таки Питер и Венди показаны довольно хитренькими: они умело пользуются родительской добротой, слаженно подстраивают финальную ловушку. Я думаю, лучше было им применить хитрость и “усыпить бдительность” родителей, хотя бы для вида согласиться, пойти на уступки - и тем самым сохранить доступ к комнате.

Что интересно, брата с сестрой зовут Питер и Венди - как детей из книги “Питер Пен”, которые не хотели взрослеть и сбежали в сказочную страну Нетландию, где они всегда могут быть детьми. Но кто не хочет взрослеть в рассказе “Вельд”? Дети, скрывающиеся от взрослых в мире своей комнаты? Или не повзрослевшие до конца родители, давшие детям сказочные имена и мечтающие, чтобы кто-то о них самих заботился, как о малышах? Возможно, им самим в детстве не хватило родительской любви и тепла, и теперь они обрели няньку в виде дома: “дома, который их одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл им”. Эта цитата не про детей, а про всех жителей дома. А описание очень похоже на уход за маленькими детьми.

Да, со временем постоянный присмотр дома-няньки стал раздражать супругов Хедли. И их реакция напоминает подростковый бунт против родителей: сбежать - это первое, что приходит в голову, чтобы вырваться из-под гиперопёки. Они обижаются на дом за то, что не могут без него справиться, за то, что забыли к ужину кетчуп, они не в состоянии за этим следить, но от предложенного кетчупа не отказываются. Точно как подростки, которые ещё не самостоятельны и не могут обходиться за родителей, но за это же и обижаются на них. Супруги Хедли не чувствуют себя уверенно в роли взрослых, и поэтому они боятся своих детей.

Действительно ли супруги Хедли хотят взять на себя всю ответственность взрослой жизни? Лидия в запале обещает сама готовить яичницу и штопать носки. Но вряд ли она на самом деле мечтает об этом: кто же добровольно захочет выполнять однообразную домашнюю работу, когда есть возможность хоть как-то её себе облегчить? Причина - в совершенно детской обиде на дом: “Дом - и жена, и мама, и горничная. Разве я могу состязаться с африканским вельдом, разве могу искупать и отмыть детей так быстро и чисто, как это делает автоматическая ванна?”. Мне кажется, взрослым людям не должно приходить в голову соревноваться с домом, ведь это просто вещь, которую можно использовать по своему усмотрению. А если человек считает себя хуже вещи - это, наверное, какие-то комплексы, раз он настолько в себе сомневается.

Возможно, эти львы во многом - вымысел родителей. Взрослым свойственно демонизировать увлечения детей: только потому, что сами в детстве увлекались чем-то другим. Комната считывает мысли и воплощает их: “Он отлично знал устройство комнаты. Достаточно послать мысленный приказ, и он будет исполнен”. Родители считали комнату своим врагом - и комната стала такой, прочитала их мысли. Здесь показателен разговор с психологом: Интересно, она [комната] ненавидит меня за моё решение? Здесь всё пропитано паранойей.

Джордж показывает, что он считает комнату способной мыслить и чувствовать (ненавидеть), и психолог сразу же упоминает паранойю. Странные мысли, противоречащие логике, преследуют супругов Хедли - и мне кажется, что африканский пейзаж пропитан именно их паранойей.

Возможно, детям комната действительно показывала не львов, а чудесный зелёный лес с разноцветными бабочками. И многое другое, ведь Джордж вспоминает, что видел в комнате самое разное: Алису в Стране Чудес, Аладдина, Страну Оз и так далее. Как в рассказе Рэя Брэдбери “Здесь могут водиться тигры” живая планета показывала разное тем, кто к ней был добр, и тем, кто её ненавидел. Может, и здесь так же: для детей - разнообразие сказок, для взрослых - жестокость, агрессия, враждебность. Когда муж с женой стали зацикливаться на Африке, бояться, перепроверять, запрещать детям - тогда и утвердилась на месте комнаты постоянная Африка.

Когда Джордж только начал допытывать детей, они поначалу даже понять не могли, что не так: “Брат и сестра удивлённо посмотрели на него, потом друг на друга”. И далее: “- Никакой Африки в детской нет, - невинным голосом возразил Питер”.

Рассказ написан как бы от лица родителей, мы смотрим на события их глазами - и поэтому тоже заражаемся паранойей, что комната затаила на нас зло, а дети врут невинными голосами. Но что, если их невинность настоящая? Даже сами родители сомневаются, что десятилетний ребёнок смог разобраться и перенастроить сложный механизм комнаты. И я в это не верю.

Поэтому считаю, что львы - воплощение мыслей именно родителей. Возможно, они начали сходить с ума от безделья в суперсовременном доме. Сначала странное недоверие к комнате появилось у Лидии, поэтому Джордж не слышал криков, которые слышала она. Но потом волнение жены перешло к нему, и он тоже стал слышать крики, которые (как он понял позже) напоминают их собственные голоса. И стал находить окровавленные вещи, которые принадлежат им. Но львы ведь их ещё не ели? Мне кажется, вряд ли дети настолько чудовища, что действительно раз за разом проигрывали спектакль с поеданием родителей, создавая в комнате их копии и давая львам помусолить их шарф и бумажник.

Родителей убили не дети, а собственные страхи. Предполагаю, что вся концовка - это галлюцинации родителей, которым самим пора к психиатру. Ведь на события мы смотрим их глазами. Маловероятно, но почему бы и нет: вдруг дети заперли их в комнате, потому что это был последний шанс показать, какая она прекрасная, какие там леса и бабочки, чтобы они увидели красоту их мира своими глазами. “Не позволяй им выключать детскую комнату и весь дом”, - просит Питер комнату, и в этом призыве нет ничего кровожадного. Дети пошли на отчаянный шаг и попробовали примирить родителей со своими увлечениями насильно. Это нехорошо, конечно, но ведь родители сами предупредили, что это последняя минута работы комнаты, последняя возможность переубедить взрослых. В результате расшатанная психика супругов Хедли просто не выдержала.

Можно ли было избежать всего этого? Думаю, да. Ведь дети любят своих родителей и учатся жизни у них. Но если родители самоустраняются - то приходится искать им замену. Взрослым не стоило бросать своих детей на произвол судьбы, отдавая на воспитание бездушной технике. Нужно было научить их человечности, больше общаться, вникать в их интересы. Не выдумывать про них всякие ужасы, а узнать поближе - и понять, что ничего злого они не замышляют. Быть на их стороне, делить с ними тревоги и радости, взять на себя ответственность и стать настоящими родителями. Тогда бы в их головах не появились кровожадные львы, пожирающие их изнутри.