Депрессия, роботы и один велосипед
Депрессия, роботы и один велосипед

Повести Рэя Брэдбери

1950

Марсианские хроники

The Martian Chronicles

Первое прославившее Брэдбери произведение, которое является, по сути, сборником рассказов, объединенных общей темой — историей освоения Марса людьми, судьбой прежних жителей планеты, а главное — судьбами простых людей, оказавшихся в непростых ситуациях.


Подробнее о повести «Марсианские хроники»


1953

451 градус по Фаренгейту

Fahrenheit 451

Возможно, лучшее из крупных произведений Брэдбери. Роман рисует антиутопическое общество будущего, а по сути — «нашу реальность, доведённую до абсурда». Брэдбери придумал государство, где законодательно запрещено чтение и хранение книг. Ради политкорректности и общего спокойствия общий уровень духовных и интеллектуальных запросов граждан искусственно занижается. Но находятся бунтари и беглецы.

Это одно из редких научно-фантастических произведений Брэдбери. Очень волнующее, трогательное и вместе с тем очень живое и динамичное. При сравнительно простом сюжете текст насыщен аллюзиями, в том числе на библейские тексты и сложной символикой.


Подробнее о повести «451 градус по Фаренгейту»


1957

Вино из одуванчиков

Dandelion Wine

Совсем не фантастическая и даже во многом автобиографичная повесть. Любимое произведение для многих читателей. События лета, прожитого одним мальчиком, за которым легко угадывается сам автор, описаны серией коротких рассказов, соединённых своеобразными «мостиками», придающими повести целостность.

Как и «Марсианские хроники» эта повесть продолжена целой серией рассказов, которые не вошли под эту обложку, но в которых действуют те же герои в том же городке — Гринтауне.


Подробнее о повести «Вино из одуванчиков»


1962

Надвигается беда

Something Wicked This Way Comes

Очень серьёзное и тяжёлое произведение знаменует отход Брэдбери от традиционной манеры изложения образов. Повесть изобилует метафорами, различными символами, мистикой. Здесь Брэдбери занимается проблемами противостояния светлого и тёмного начала в человеке, выводя на свет самые затаённые желания, страхи и искушения под масками жителей Гринтауна, сталкивающихся с мрачными Людьми Осени.

На русском языке этот роман публиковался под несколькими разными названиями: «Чую, что зло грядёт», «…И духов зла явилась рать», «Недобрый гость» и другие. Название является строчкой из «Макбета» Шекспира и перевод неоднозначен.

Роман был сделан из сценария, который Брэдбери написал для режиссёра Джина Келли, его друга. Режиссёр не смог найти финансирование и Брэдбери ничего не оставалось делать со сценарием, кроме как переработать его в роман.


Подробнее о повести «Надвигается беда»


1972

Канун всех святых

The Halloween Tree

Написанная в форме сказки повесть является своеобразным литературным экспериментом, построенном на волнующих Брэдбери темах. Сюжет — приключения нескольких мальчишек в загробном мире — служит поводом для детального анализа вопросов противостояния добра и зла, жизни и смерти, обзора едва ли не всех основных религий и верований, традиций и мифов.


Подробнее о повести «Канун всех святых»


1985

Смерть — дело одинокое

Death Is a Lonely Business

Блестящее, неожиданное произведение. Написано в непривычной для Брэдбери форме — цельный детективный роман. Выгодно отличается от двух своих предшественников лёгкостью в прочтении, увлекательным сюжетом, первоклассным юмором. Любители Брэдбери найдут здесь не только развитие традиционно затрагиваемых Р. Б. философских вопросов, но и множество автобиографических моментов.


Подробнее о повести «Смерть — дело одинокое»


1990

Кладбище для безумцев

A Graveyard for Lunatics

Вторая часть детективной трилогии о любви, одиночестве и смерти на фоне калифорнийских пейзажей и мира старых голливудских фильмов. Подарок для тех, кому полюбились герои «Смерть — дело одинокое» и лишнее доказательство того, что Брэдбери даже в глубокой старости сохранил чувство стиля, и, окопавшись в своих любимых ностальгических декорациях, остаётся живым и интересным современному читателю.


Подробнее о повести «Кладбище для безумцев»


1992

Зелёные тени, белый кит

Green Shadows, White Whale

В пятидесятых годах, когда Рэй Брэдбери был на пике писательских сил, когда уже были написаны «Марсианские хроники», и только был закончен роман «451 градус по Фаренгейту», он был приглашён режиссёром Джоном Хьюстоном в Ирландию работать над сценарием фильма «Моби Дик» — экранизации великого романа Германа Мелвилла, который ныне считается сокровищем американской и мировой литературы.

Брэдбери честно признался Хьюстну, что «никогда не мог осилить этот проклятый роман», но Хьюстон дал ему одну ночь на прочтение, и в результате Брэдбери был взят в команду.


Рэй Брэдбери и Джон Хьюстон работают над сценарием фильма "Моби Дик"

Поездка в Дублин произвела огромное впечатление на писателя. Впоследствии было написано множество рассказов, действие которых происходит в Дублине. В книги писателя перекочевали подсмотренные сюжеты, легенды, герои — бесшабашные и странные ирландцы, завораживающий антураж. Именно к этой серии относятся такие выдающиеся рассказы как «Призраки нового замка» и «Отпрыск Макгиллахи».

В 1992-м году эти истории стали основой повести «Зелёные тени, Белый кит». Как уже видно из названия, в книге есть не только сюжеты, подсмотренные и придуманные Брэдбери в Ирладнии, но и рассказ о работе над сценарием, которая немало повлияла на писателя.


Подробнее о повести «Зелёные тени, белый кит»


2001

Из праха восставшие

From the Dust Returned

Этот роман также основан на цикле рассказов, а именно — на знаменитых рассказах о семье Эллиотов (дядюшка Эйнар, юная Сеси, подкидыш Тимоти и другие), которую Брэдбери начинал придумывать вместе с Чарльзом Адамсом, создателем знаменитого сериала «Семейка Адамсов». Истории эти — уникальная чисто брэдберивская смесь страшных сказок, полных мрачного мистицизма и узнаваемого философско-психологического подтекста, без которого его книг и не представить.


Подробнее о повести «Из праха восставшие»


2002

Давайте все убьём Констанцию

Let's All Kill Constance

Продолжение романа «Смерть — дело одинокое». Увы, в отличие от довольно занятного предшественника, эту повесть читать можно только с трудом. Помимо того, что текст сам по себе вязкий, он изобилует массой отсылок к голливудскому миру, именами актёров, названиями фильмов и тому подобным. Возможно, это интересно американцам в возрасте, но не российскому читателю. Помимо этого, смущает огромное количество самоповторов.

Осмелюсь рекомендовать к прочтению только самым преданным читателям, всем прочим советую отложить эту книгу и взяться за ранние произведения.


Подробнее о повести «Давайте все убьём Констанцию»


2007

Лето, прощай

Farewell Summer

Брэдбери: По сути дела, «Лето, прощай» служит продолжением романа «Вино из одуванчиков», увидевшего свет полвека назад. Я тогда принес рукопись в издательство и услышал: «Ну нет, такой объем не пойдет! Давайте-ка выпустим первые девяносто тысяч слов отдельным изданием, а что останется, отложим до лучших времен — пусть созреет для публикации». Весьма сырой вариант полного текста первоначально назывался у меня «Памятные синие холмы». Исходным заглавием той части, которая впоследствии превратилась в «Вино из одуванчиков», было «Летнее утро, летний вечер». Зато для этой, отвергнутой издателями книги название возникло сразу: «Лето, прощай».
Итак, все эти годы вторая часть «Вина из одуванчиков» дозревала до такого состояния, когда, с моей точки зрения, ее не стыдно явить миру. Я терпеливо ждал, чтобы эти главы романа обросли новыми мыслями и образами, придающими живость всему тексту.


Подробнее о повести «Лето, прощай»


2007

Отныне и вовек

Now and Forever

В 2007-м году Рэй Брэдбери выпустил две небольших повести (novellas) под одной обложкой, назвав книгу «Отныне и вовек».

Повести «Где-то играет оркестр» (Somewhere a Band is Playing) и «Левиафан-99» (Leviathan ’99) были в работе больше полувека, но лишь недавно оформились как прозаические тексты: «Где-то играет оркестр» была сценарием к так и не снятому фильму — романтической мелодраме, эта повесть вместе с фрагментами сценария выходила в том же 2007-м отдельной книгой; а «Левиафан-99» — радиопьесой.


Подробнее о повести «Отныне и вовек»


1946

Лорелея красной мглы (В соавторстве с Ли Брэкет)

Lorelei of the Red Mist (with Leigh Bracket)

Лёгкая остросюжетная фэнтезийная повестюлька, мало чем напоминающая сольные работы Брэдбери. Лишь изредка в тексте проскакивают фразы, имеющие сходство с его лиричным слогом, но не более того. Авторы явно не страдали отсутствием фантазии, но то, что в 1946-м году ещё не было штампом, едва ли вызовет интерес у сегодняшнего читателя, даже если он большой любитель подобного чтива. Будем считать, что повесть представлена лишь для коллекции.

Положение явно ухудшает бездарный, местами совершенно безнадёжный перевод...


Подробнее о повести «Лорелея красной мглы (В соавторстве с Ли Брэкет)»