Марсианские хроники / The Martian Chronicles, 1950

На этой странице можно получить информацию о повести «Марсианские хроники». Рэй Брэдбери.RU содержит самый полный и тщательно отсортированный каталог повестей и рассказов писателя.

« Все повести


Первое прославившее Брэдбери произведение, которое является, по сути, сборником рассказов, объединенных общей темой — историей освоения Марса людьми, судьбой прежних жителей планеты, а главное — судьбами простых людей, оказавшихся в непростых ситуациях.

Экранизации повести «Марсианские хроники»


В 1980 году Майкл Андерсон снял мини-сериал, состоящий из трёх эпизодов. Сценарий написал Ричард Мэтисон, знаменитый писатель и сценарист в жанре фэнтези и фантастики, также участвовавший в создании сериала «Сумеречная зона». Получилась добротная научная фантастика с приключениями и психологическими поворотами сюжета.


В Советском Союзе по мотивам нескольких глав из «Марсианских хроник» Сурен Бабаян снял тяжёлый и мрачный артхаусный фильм «фильм «Тринадцатый апостол», наполненный размышлениями на религиозные темы.


История публикации повести «Марсианские хроники»


В «Марсианских хрониках» Рэй умело объединил серию рассказов о Марсе, написанных в конце сороковых годов, слегка завуалировав их под роман. Будучи повсеместно признанным как мастер короткого рассказа и отличаясь блестящим поэтичным слогом, Рэю только предстояло попробовать свои силы в более крупной прозе. Перед ним возник вопрос: может ли он сделать это? Не иссякнет ли вдохновение Брэдбери на протяжении работы над романом?


«Короткий рассказ способен захватить читателя, ты в волнении пролистываешь его от начала и до конца, — заметил Рэй во введении к „Марсианским хроникам“ издания 1966 года. — Но как можно с упоением проглотить такую длинную штуку, как роман? Как можно оставаться взволнованным день за днём без ущерба для качества этой чёртовой штуки? Так, чтобы не приняться искать объяснения тому или иному ходу и не испортить весь процесс? Так, чтобы не стать излишне настороженным и не разрушить всё?»


Долгое путешествие на Марс для Рэя началось в 1944 году, когда Генри Каттнер, друг и наставник Брэдбери, дал ему копию произведения Шервуда Андерсона «Уайнсбург, Огайо». После прочтения Рэй решил со временем как-нибудь попробовать объединить культуру и быт американского Среднего Запада с любовью к Марсу, зародившейся благодаря знакомству с марсианскими рассказами Эдгара Райса Берроуза. Рэй надеялся однажды написать книгу, подобную «Уайнсбургу», но расположить место действия за миллионы миль отсюда, в далёком космосе, на Марсе.


В июне 1949 года Рэй приехал на междугороднем автобусе в Нью-Йорк с чемоданом в одной руке и портативной (новой!) пишущей машинкой в другой. Пребывая практически на мели, он остановился в хостеле Слоуна, принадлежащем Американской ассоциации молодых христиан (YMCA).
«Со своими рассказами я обошёл не менее двенадцати издателей, — вспоминает Рэй, — и никто из них не был ими заинтересован. Они сказали:
— Мы не публикуем рассказы. Их никто не читает. Может, у вас есть какой-нибудь роман?
— Увы. Я спринтер, а не бегун на дальние дистанции».


Неожиданное решение


К счастью, Дону Конгдону удалось привлечь внимание издательского дома «Даблдэй» к сборнику рассказов Брэдбери. «Даблдэй» готовили к выпуску серию научно-фантастических книг, среди которых планировалось выпустить и сборник Рэя. Однако их интересовали исключительно научно-фантастические произведения; рассказы в стиле фэнтези, истории о сверхъестественном или современная проза их не интересовали. Уже перед самым завершением недельного пребывания Брэдбери в Нью-Йорке состоялась встреча между Конгдоном, Рэем и его издателем, Уолтером Брэдбери (однофамилец) в ресторане «Luchow’s», прекрасно зарекомендовавшем себя заведении, расположенном на 14-й улице недалеко от Юнион-сквер.


Во время обеда Уолтер Брэдбери сказал: «А помнишь те марсианские рассказы, которые ты писал для журналов „Planet Stories“ и „Thrilling Wonder“? Разве не получится книга, если объединить их в одно целое?». Эврика! Решение всё это время было прямо у него перед носом, думал Рэй. И почему только он сам не додумался до него? Хотя отчасти эта идея уже приходила в его голову. «Ещё в 1944 году я написал небольшой рассказ, — вспоминал Рэй, — и назвал его „Путешествие на Марс“ или что-то вроде того. На протяжении нескольких лет моё подсознание заставляло меня продолжать писать рассказы о Марсе, и тут появляется Уолтер и открывает мне глаза на то, чем я занимался всё это время».


Рэй согласился написать синопсис будущей книги и на следующее утро предоставить его издателю. Он помчался назад в хостел, поднялся в свой номер, достал новенькую печатную машинку и засел за работу. В своём эссе «Долгая дорога на Марс» (которое стало введением к изданию, приуроченному к сорокалетию «Марсианских хроник») Рэй писал: «Это была обычная жаркая июньская ночь в Нью-Йорке. Роскошь кондиционеров тогда ещё была недоступна. Я печатал до трёх часов утра. Даже в одном нижнем белье я жутко потел, пока продумывал характер и быт моих марсиан в их странных городах в последние часы до прибытия моих астронавтов». Во время работы над канвой хроник перед глазами Рэя не было ни одного из ранее сочинённых марсианских рассказов. Приходилось воссоздавать их по памяти. На скорую руку он расположил рассказы в виде сюжетной мозаики, которой предстояло буквально перевернуть все представления о научной фантастике.


Договор с издателем


Рэй Брэдбери, начинающий писатель

В полдень следующего дня Рэй и Дон Конгдон встретились в офисе Уолтера Брэдбери, где Рэй и представил на их суд свой синопсис. Линией повествования, объединяющей все произведения воедино, ниточкой, протянувшейся от Земли до Красной планеты, стало то, что прибыв на Марс, колонисты невольно принесли бы с собой главные проблемы человечества: расизм, цензуру, загрязнение окружающей среды, а также угрозу полного самоуничтожения посредством атомного оружия. «Сначала я подумал о тех чертах, которые придадут сходство покорению Марса с покорением Дикого Запада, — писал Рэй в неопубликованном эссе „Как я писал свою книгу“, датируемом 17 октября 1950 года. — С раннего детства я впитывал истории о разнообразных приключениях на Диком Западе, которые рассказывали мне отец и дед. События некоторых из них происходили ещё в начале века, когда этот край был гораздо более пустым, заброшенным и одиноким. В душе я знал, что реальный Марс будет тем новым горизонтом, в который Билли Бак, герой рассказов Стейнбека, задумчиво вглядывался, стоя на побережье Тихого океана: великое „Покорение Запада“ было уже окончено, и перспективы удивительных приключений начали неумолимо рассеиваться». Эта идея для романа в рассказах должна была стать зеркалом, отражающим человечество, его ошибки, слабости и недостатки. Книга должна была послужить своеобразным предупреждением о предстоящих опасностях для человеческой культуры. Именно поэтому Рэй всегда любил научную фантастику: этот жанр позволял автору критиковать общество, используя метафору будущего для отображения проблем настоящего.


Уолтер Брэдбери дал добро. Ему понравилась идея, лежащая в основе «Марсианских Хроник». Он уже читал некоторые из марсианских рассказов в журналах, и знал, что Рэй Брэдбери, как восходящая звезда в литературном мире, вполне мог бы стать ключевым автором в научно-фантастическом направлении, которое издательство «Даблдэй» намеревалось продвигать. Сделка об издании «Марсианских Хроник» была заключена прямо на месте.


В результате, когда Рэй заказывал обратный билет на рейсовый автобус в Лос-Анджелес, в его кармане уже лежали чеки на 1500 долларов за «Марсианские хроники» и на 750 долларов за «Лёд и пламя» («The Creatures That Time Forgot»). В Лос-Анджелесе, в процессе работы над «Марсианскими Хрониками», Рэя посетило состояние, которое он любит называть «троюродной сестрой таланта», иными словами — озарение. «Когда я только приступил к работе, в голову пришла мысль: „Как, чёрт возьми, я собираюсь объединить все мои марсианские рассказы в одну книгу?“». И Рэй вспомнил о книге «Гроздья гнева» Джона Стейнбека, которую он прочитал в 1939 году в автобусе во время возвращения с первого мирового конвента, посвященного научной фантастике. «Я посмотрел на эту книгу, и тут меня озарило. Господи, Стейнбек написал роман, где каждая глава является своеобразной метафорической поэмой, посвящённой то черепахам, то религии, то духу времени. Мне есть чему поучиться».


Удерживая в голове эту структуру, Рэй принялся объединять разнообразные истории путём написания коротеньких связующих глав. На протяжении всего лета 1949 года Рэй занимался тем, что внимательно перечитывал все свои марсианские рассказы, которых насчитывалось не менее 24, решая, какие из них вплести в ткань повествования книги.


Исторические корни образа Марса


Представления о Марсе, сложившиеся у Брэдбери, были навеяны наблюдениями итальянского астронома XIX века Джованни Вирджинио Скиапарелли (Giovanni Virginio Schiaparelli), который открыл и нанёс на карту последовательность глубоких линий, пересекающих поверхность планеты. Скиапарелли называл эти линии руслами, но в переводе на английский название превратилось в «каналы». Новость о наличии русел рек на Марсе вызвала неслыханное для той эпохи волнение по поводу вероятности наличия жизни на этой планете.


Однако ещё большее влияние на Рэя оказали работы американского астронома Персиваля Лоуэлла, развившего и углубившего мысль о каналах. Лоуэлл издал три книги, в которых были задокументированы наблюдения в телескоп, начиная с 1895 года. Он создал подробные карты марсианской поверхности с указанием сотен линий и пересечений, которые, согласно его заключениям, были ничем иным как искусственно созданными водными путями и оазисами. Как считал Лоуэлл, вода перенаправлялась с тающих полярных шапок, насыщая тёмные области на поверхности Марса, которые наверняка были плодородными землями. Светлые же области, как он предполагал, были пустынями.


Именно эти романтические представления викторианской эпохи отразились на образе планеты, который рисовал себе Брэдбери. Марс Брэдбери был прекрасен и далёк от реальности. На его планете была атмосфера, холмы Марса имели голубой оттенок. Научный аспект для автора был не столь важен. Пока читатели верили в его истории, пусть даже научная их сторона была небезупречна, точность не имела значения. Важнее всего была сама метафора. Его Марс противоречил естественнонаучной концепции, установленной редактором журнала научной фантастики «Astounding» Джоном Вудом Кэмпбеллом. И поэтому Рэй Брэдбери всегда был аутсайдером по сравнению с приверженцами чистоты жанра, был писателем, исключённым из великого триумвирата Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна и Артура Кларка (хотя в массовом представлении триумвират столпов научной фантастики выглядит иначе: Азимов, Брэдбери, Кларк).


Рэю никогда не было до этого дела. В его представлении, он работал над чем-то большим, чем просто фантастика: он создавал миф. История Марса, написанная Рэем, принимала форму истории человечества, полной чисто человеческих проблем, повествующей о насущном для человечества. Это была аллегория, перенесённая в иной мир. Во время создания своего образа Красной Планеты Рэй дал полную свободу совей фантазии. «[Брэдбери] задавал настроение всего несколькими словами, — писал Айзек Азимов в 1981 году. — Он не стеснялся дергать за струны души, вызывая почти поэтическую ностальгию. Он создал свой образ Марса, будто бы прямиком из XIX века, полностью игнорируя открытия века XX. На самом деле, создается впечатление, будто Брэдбери живет в XIX веке, в небольшом городке на Среднем Западе, где он и вырос…».


Книга, прославившая автора


Первое издание книги Рэя Брэдбери "The Martian Chronicles"

В начале октября 1949 года Рэй выслал законченную рукопись Уолтеру Брэдбери. Книга состояла из 18 рассказов и 11 связующих глав. Обычно довольно значительную часть процесса редактуры занимает сокращение, и Рэй был готов к тому, что некоторые рассказы из предоставленной рукописи придётся исключить. Рэю больше не приходилось пользоваться своим «офисным» телефоном-автоматом на заправке через дорогу, теперь телефон был в квартире. И в декабре 1949, в возрасте 29 лет, Рэй провёл первый в своей жизни междугородний телефонный разговор с Уолтером Брэдбери, обсуждая то, какие рассказы следовало исключить из «Марсианских Хроник». Было решено убрать четыре главы: «У всех у них были предки» («They All Had Grandfathers»), «Эпидемия» («The Disease»), «Отцы» («The Fathers») и «Колесо» («The Wheel»). И по сей день эти истории остаются неизданными.


Издание «Марсианских Хроник» планировалось на май 1950 года, и Рэй запланировал поездку в Нью-Йорк, чтобы отметить это событие и встретиться со своим агентом, Доном Конгдоном, а также со своим издателем — Уолтером Брэдбери. На этот раз он не стал брать билет на рейсовый автобус, у него было достаточно денег, чтобы путешествовать поездом. Во время этой поездки Рэй сделал небольшую остановку в Чикаго, чтобы встретиться в Чикагском Художественном Институте с одним фанатом научной фантастики, с которым он состоял в переписке. Как только Рэй поднялся по широким ступеням музея, к нему устремилась группа людей. Это были любители научной фантастики, и каждый сжимал в руках только что отпечатанные копии «Марсианских Хроник». Знакомый, с которым намеревался встретиться Рэй, рассказал им, что автор находится в городе. И каким-то образом (Рэю так и не удалось узнать, каким) им удалось раздобыть копии его новой книги до её официального выхода в издательстве. И вот на ступенях художественного института группа молодых людей обступила Брэдбери, каждый из них протягивал Рэю ручку и копию книги. Каждый из них мечтал заполучить автограф Рэя Брэдбери.

Скачать повесть

Повесть полностью в переводе Л. Жданова
(полный текст удалён с сайта по требованию правообладателя)



Купите легальную электронную копию повести «Марсианские хроники» в магазине Литрес.

Бумажные книги в продаже



Отзывы

Koks

Когда-то давно когда я был маленьким,читал всё подряд,особо не задумываясь, подсел на фантастику. Нашёл сборник творчества Рея Бредбери,прочитал "Марсианские хроники", понравилось, но я тогда ими не проникся, можно сказать, я не уловил всего того, что было в "Марсианских хрониках". Спустя пару лет я нашёл знакомую книгу, заново перечитал, открыл для себя много нового, извлёк из книги мораль, её подтекст, немалая доля философства в ней есть...
Прочитал -- стало грустно... Наше человечество ждёт такая же участь... Скоро, не скоро но придёт конец вследстие глупости человеческой...
Воистину, Бредбери умел писать шедевры...
Заставляет о многом задуматся, о том куда мы себя заведём, я рад что у него отлично получилось описать социальную проблему человечества...
Советую прочитать всем кто её ещё не прочитал.

6 ноября 2006

VotumSeparatum0606

От "Марсианских хроник" невозможно оторваться, как и от всех остальных работ Рэя Брэдбери. Он заглядывает так далеко в будущее. Он знает всё наперёд. Ведь эта повесть была написана в 1950 году! Но читая её сегодня,в это сложно поверить. Поразительно, как точно он описал очень многие вещи. Разве что на Марсе люди ещё не живут, да и ядерной войны не было (к счастью). Возможно, если те, кто ещё не знаком с творчеством Рэя Брэдбери, прочитают несколько его работ и задумаются над тем, чем всё может закончиться, и может тогда они поймут, что вполне можно жить долго и счастливо без войн.

28 августа 2007

Поклонник

А мне кажется он заглядывает не в будущее, а в человеческую душу...

6 октября 2007

Таня

Это книга моего детства. И до сих пор остается любимой. некоторые критики "клюют" Брэдбери за то что его хвалили и печатали в Советском союзе. Не прощают "фавор" у коммунистов. я с ними не согласна. Рей Брэдбери лучший!

10 октября 2007

Mr.Big

Я зачитываюсь им, восхищен еще с детства. Он вдохновляет, пища для ума

23 октября 2007

Ведьмочка Мона

Эта книга заставила меня плакать...

16 декабря 2007

Тарас

Поражает как и 451 градус... Бредбери сам определил мораль Марсианских хроник: «Люди придумывают разные машины, а затем сами не знают что с ними делать». Увы чистая правда. Единственное что не нравится что пальму первенства на Марсе взяли американцы 

14 января 2008

ткипр

выявлены пороки не только внутренние, относительно одного индивида, но и заблуждения целых масс, при том, хорошо показано, что все намного прозаичнее и наоборот в жизни - все зависит от подхода к ней. понравилось.

7 августа 2008

мнение

нечто . особонно запали в душу две послодние хроники!

22 октября 2008

Его Сиятельство

лучшая из повестей и лучшее из творений Рэя. Его затуманенный стиль написания, необычность построения повести, глубокая мораль и нечто такое... печальное - заставят вас полюбить эту книгу. нельзя её читать, как читаешь какой-либо исторический роман, как читаешь научную. фантастику, предложив однажды прочесть её другу, я был поражён, узнав, что ему эту не полюбилось. такие книги надо читать в тиши ночной, одному в комнате и медленно-медленно...

19 ноября 2008

Лина

Творчество Рэя Брэдбери изумительно! В жизни встречала мало столь великих писателей. А о марсианских хрониках могу сказать лишь то, что это в своем роде предсказание нашего будущего. Может если это не происходит сейчас, это произойдет скоро, если не с нами, то с нашими детьми, внуками, правнуками... Если проанализировать ситуацию происходящую в нашем мире сегодня, то мы видим, что мир к атится именно к этому...

3 февраля 2009

Silliona

Весь день, всего за день... Я не могла оторваться. Столько мыслей, столько же, сколько и пустоты. Эти одинокие поселения, эта надежда, потом опять разрушение... всё так недолговечно...

21 мая 2009

Стиви G

(Ух ты,не думал,что здесь и романы комментируют)

Лучшая книга в мире!!! :)

29 мая 2009

Serg Z

Книга живая. Дышит марсианским воздухом, всматривается жёлтыми глазами...

21 июня 2009

Настя

Прикольные хроники люблю приключения...)))))))))))

31 августа 2009

comunnist

потрясающе....

16 декабря 2009

Даша

просто супер.

2 мая 2010

Ірина

Дуже сподобалося, не могла відірватися. "Марсіанські хроніки" - один з найкращих творів Бредбері! Рекомендую прочитати "Усмішка Мадонни."

14 мая 2010

НИГИЛИСТ

Большое спасибо за шикарную возможность. Это один из писателей, произведения которого можно читать не уставая, и получать огромное удовольствие.

10 ноября 2010

Марина

Очень понравилась книга. Прочитала на одном дыхании... Она действительно заставляет задуматься. Стремление людей якобы улучшить жизнь, приводит только к разрушениям. Я тоже уверена, что так и будет в нашей жизни, если человечество не задумается.
Не знаю почему, но мне особенно понравился момент, где человек встретился с Марсианином и они начали доказывать длруг другу что они существуют, но ни один из них не видил признаков существования другого... Эта безысходность... что-то в ней есть.

24 февраля 2011

Апельсиновая

Лично для меня.Одно из лучших что есть у Брэдбери.Каждая глава отдельный рассказ, который можно перечитывать сотни раз. Найдя совершенно случайно эту книгу на книжной полке в советском сборнике Американская фантастика не могла оторваться почти всю ночь.Хотя я и никогда не была любителем фантастики вообще.Марсианские Хроники это что-то большее чем просто фантастика, Брэдбери как-будто пишет о современном мире.Это все выдумка, но насколько близко к людям. Читать Читать и еще раз читать.

4 марта 2011

Мираж

Этот роман о безнадёжности человеческого существования, о его огромной слабости силы духа. И о том чего мы всегда боимся-о одиночестве, похожем на забвение и смерть. Трясина безнадёжности.

10 мая 2011

Оксана

только что прочитала. вот уже полчаса сижу, не в состоянии вымолвить слово, задыхаясь от эмоций. глубоко, так глубоко. и больно, и печально. и прекрасно

12 мая 2011

нина

Яполучила тяжелую травму и месяц лежала в больнице на спине, даже нельзя было перевернуться на бок. В первый же день лечения я попросила родных принести одну-единственную книгу- МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ и не помню, чтобы еще что-то читала за госпитальные период.
ИЛЛА,Т рЕТЬЯ ЭКСПЕДИЦИЯ, ДОЛГИЕ ГОДЫ, БЕЗМОЛВНЫЕ ГОРОДА- Рэй Брэдбери знает о человеке такое, чего мы с вами не знаем и на 5 процентов, но благодаря ему что-то чувствуем. Здоровья и долгих лет, мистер Брэдбери!

27 октября 2011

Читательница

Каждый раз перечитывая, находишь что-то новое, последний раз я обратила внимание на описание того как человек вторгается в чужую среду, грубо говоря, приперся куда его не звали, где его не очень и хотели видеть, со своими представлениями и установками, загадил все вокруг, сделал как ЕМУ удобно (одна история с оспой чего стоит, человек и не думал, а будет ли безопасным контакт с ним для другой цивилизации, другого вида существ), в книге вроде природа и берет свое, а в жизни все грустнее (не зря это написал АМЕРИКАНСКИЙ писатель)

21 января 2012

Насия

Мне понравилось но можно было написать краткое содержание а так всё ок.

31 августа 2013

ника

суперская книга- это факт

29 июня 2014

Михаил

Полностью и всецело согласен с первым комментарием koks! Хочу добавить, прочитал эту книгу уже в зрелом возрасте. И некоторые рассказы поразили меня до глубины души. У Брэдбери свое*, неповторимое, мышление, он придумал свой мир, свою фантастику. Читал взахлеб!

25 декабря 2014

Николай Вермицкий

Самый Аэлитный sci-fi американской литературы :)

17 июня 2015

тетерятниколай

буквально пару дней назад видел в Читай-Городе переведенный на русский язык комикс (в твердой обложке с качественной полиграфией) "Марсианские хроники"; брать не стал, т.к. будучи фанатом комиксов с 30-летнем стажем, излишне придирчив к оригинальности иллюстраций; но, может, кого-то он всё-таки заинтересует...

28 сентября 2020

Галина

Помогите найти рассказ Р.Бредбери, где женщина сводит себя с ума, чтобы защитить дочь, и разрушает машину работающую на человеческой крови.

28 августа 2020

Написать отзыв


Имя

Комментарий (*)



Отзывы на книги на Рецензент.RU



Повесть по главам: